ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

«Нас всех зароют в шар земной…»

Автор:
Автор оригинала:
Николай Тимохин

«Нас всех зароют в шар земной…»

«Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей.
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Сергей Орлов


«…В октябре семьдесят седьмого года, на Кунцевском кладбище,над свежей могилой, прозвучал воинский салют. Салют потому, что жил и умер С.Орлов как солдат: всегда был им, независимо от званий и должностей. Ему было всего пятьдесят шесть.Не каждому дано, чтобы на могильном камне – собственные строки: как имя и фамилия, как биография и судьба:
«Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат…»

Иван Панкеев, статья «Поэт вопреки войне»,
журнал «Литература в школе», N6, 1991



«Нас всех зароют в шар земной», именно так, наверное, можно было закончить затронутую Сергеем Орловым тему, в стихотворении: «Его зарыли в шар земной», которое я, совсем недавно, прочитал в журнале «Литература в школе» , N6, за 1991 год. И перейти к прочтению других произведений поэта. Но мне захотелось подумать над прочитанным и по рассуждать, не зря же ведь автор писал, старался.

«Его зарыли в шар земной…»

Эта строчка заставляет поразмышлять читателя. Вообще то, зарывают в землю, которая в виде шара, но не в сам шар. И сравнивать с ним Землю можно лишь условно, потому, что Земля, как известно, с полюсов сплюснута и форму шара, ровного и круглого, а тем более, вытянутого или перетянутого в нескольких местах, не имеет. Следовательно, утверждать, что «его» зарыли в шар, да еще и не в простой, а в земной, я бы, например, не стал.

«А был он лишь всего солдат…»

Вот для чего в этой строке частица «лишь»? Может быть, она поставлена поэтом потому, что, ему не хватило одного ударного слога, для соблюдения размера? Но будем надеется, что это не так, и что она, частица, служит для смыслового усиления. Тогда мне, тем более, кое-что, не ясно.
Синонимом частицы «лишь», в русском языке, является другая частица – «только». Попробуем в данной строке сделать перестановку и заменить одно слово – другим, близким по значению. А что? От перемены мест слагаемых, сумма не меняется. «Золотое» и, единственное, правило, которое мне удалось запомнить из всего курса «царицы наук».
Посмотрим, что у нас получится: « А был он только (!) солдат». Судя по всему, автор жалеет зарытого в шар (земной), потому что он был солдат! (А далее, для непонятливых, таких, как я, утверждает: «…солдат простой…).
У меня возникает вопрос: «А что на войне воевали и погибали в своем большинстве, разве не солдаты? Или поэт сожалеет, что солдату не дала судьба возможность дослужиться до ефрейтора, капитана, генерала? И только после этого боец мог бы быть «зарытым в шар».
Но, согласитесь, на фронтах, в первую очередь и воевали солдаты. А офицерский, командующий состав, по численности, всегда им уступал.
И потом, беречь жизнь командиров, старались сами же их подчиненные. Одним словом, у поэта получается, что погибнуть на поле, имея какое то воинское звание почетнее, чем быть просто рядовым? Ведь в следующей строке об этом так и говорится:

«Без званий и наград»

Но не стану спорить с танкистом, кем, кстати, и являлся в молодости, С.Орлов, воюя с фашистами.
Далее, автор пишет:

«Ему как мавзолей земля…»

Не думаю, что здесь удачное сравнение «мавзолей-земля». Ведь мавзолей, это «большое надгробное мемориальное сооружение». И как, и чем, оно может быть схоже с землей, не ясно. Да и причем тут, вообще, земля, если «его, (солдата), зарыли в шар»? Наверное, при том, что, шар был сделан, все – таки, из земли, раз он - земной.
А зарыли в него бойца, к счастью это или нет, не знаю, - временно! Ведь поэт указывает точный срок:

« На миллион веков…»

Согласитесь, какая-то странная единица измерения - миллион веков. Миллион лет, я еще понимаю. (Очень много.) Можно так же сказать: « пять, десять, веков назад», (или вперед, следуя мыслям С. Орлова).
Но вот, чтобы говорилось: « сто, двести, веков», как - то мне незнакомо. А тут такая «тяжелая» математика - миллион веков!
Мне интересно, а что станет с солдатом, потом, по истечении отведенного ему судьбой, срока? Наверное, его выкопают. Или он сам вылезет из «шара земного»? Сплошные безответные вопросы.
Дальше для меня продолжаются «дебри», ведь поэт пишет:

«И Млечные Пути пылят»

Я в школе астрономию не изучал и вообще, был троечником, поэтому, что бы уточнить, что такое - «Млечный Путь», открыл энциклопедию. Где и прочитал, что это «пересекающая звездное небо, неярко светящаяся полоса. Представляющая собой, огромное количество визуально неразличимых звезд…».
А раз так, то я не стану отрицать, того, чего сам не знаю. И лучше, поверю автору, что Млечных Путей, (полос света), может быть несколько, и все они могут пылить. (Так вот, откуда ещё загрязняется окружающая среда! А все упрекают меня какой то мелочью – табачным дымом!)
Но интересно другое. Оказывается, эти самые Млечные Пути, пылят не просто так, и не как им захочется. А именно:

«Вокруг него с боков…»

Тут не вольно призадумаешься. Вокруг кого, него? Вокруг солдата, который зарыт в шар, или вокруг шара, в котором солдат. («…Который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек».., так и хочется добавить…)
Но, давайте же, не станем отвлекаться. Пылят эти самые Пути - вокруг них обоих - вокруг шара и солдата, но, только, с боков. А, поскольку, «бока», как известно, всего два, то, следовательно, и пылят Пути только слева или справа. Ведь если бы в тексте речь шла не о боках, а о сторонах, тогда бы их было четыре. Но Млечные Пути, они свое дело знают. И, повторюсь, пылят только слева и справа.
Далее события в стихотворении, развиваются следующим образом:

«На рыжих скатах тучи спят…»

Кто не знает, что такое «скат», пусть посмотрит в «Толковом словаре Ожегова». А там написано, что это – «наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск». И вот на этих спусках, которые, ко всему прочему, почему-то, рыжие, и спят тучи у С. Орлова. Что он этим хотел сказать, к чему, и почему, я не разобрал.
В трех следующих строках, поэт пишет о «метелице, громах», (почему-то, делая в этом слове ударение на букве «а») и о «ветрах». Причем, «ветра и громы», (а никак не «грома»), у него стоят не в уменьшительно ласкательной форме, а «метелицы», он решил именно так назвать, что, на мой взгляд, является несогласованием в тексте.
В конце стиха, поэт пишет о том, что

«Давным-давно окончен бой…

Но, опять же, не просто так, а

«Руками всех друзей».

Интересное выражение, да? Бой окончен руками! Раньше, никогда и ничего подобного, мне не приходилось слышать. Хотя, нет. Может быть, здесь идёт речь, о каких то кулачных боях, примерно таких, что проводились, прежде на Руси? Или же, о битве с врагом, целой армии каратистов. Ведь, «кара тэ» переводится, как «пустая рука». Тогда, пожалуй.
Но почему автор утверждает, что победа досталась «руками всех друзей»? Это говорит или о том, что поэт был в дружбе абсолютно со всеми солдатами. Или о том, что в данный момент, воевали только его друзья, а остальные, с кем С. Орлов близко не общался, отсиживались в сторонке.
К концу стихотворения мне, все же, удалось вникнуть в строчки, написанные поэтом-фронтовиком:

«Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей»

Тут все предельно ясно, кроме одного. Какого вероисповедания был боец, если его хотели похоронить в мавзолее? А, поскольку, на поле боя, судя по всему, ничего более подходящего из строй материала не нашлось, то, и был, на «скорую руку», изготовлен шар - земной, т.е. из земли. Куда,

«Как будто в мавзолей»,

И был «положен парень». Скорее всего, так. А Вы как думаете?

г.Семей, 2012





Читатели (2105) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика