ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Трое оправданных мужчин

Автор:
Автор оригинала:
Елена Домейко
Один из критиков назвал это произведение "новый литературный жанр -- психологическая исповедь". Я назвала короче - роман-исповедь. И то и другое правильно. Речь идет о книге белорусской писательницы Наталии Костюченко "Верба над омутом".

Роман написан от имени главной героини. Она рассказывает о том, как формировался ее характер с самого детства, какие взаимоотношения в обществе влияли на ее поступки, какие моральные ценности выходили на первое место при принятии тех или иных решений в жизни, оценка своих поступков, зачастую неоправданно жёсткая...

Когда я беседовала с автором, то на вопрос: "Это действительно исповедь? Все же роман во многом - это синтез и обобщение..." В ответ услышала :
-- Да, это все подлинные факты моей биографии! Изменила только некоторые имена и фамилии...
-- Ничего себе! И не побоялись все "выложить" перед читателем, да еще и дать оценку своим поступкам? Редко кто откровенно рассказывает об этом, чаще стараются подальше запрятать нелицеприятные факты из своей жизни, а обычно -- забыть навсегда!.. Я не согласна с той оценкой, которую вы как "клеймо" ставите себе - "ПРЕДАТЕЛЬСТВО". Слишком строго. Сегодня люди, совершая действительно предательство не только к своим близким, друзьям, посторонним, - вовсе не задумываются, что существует на свете такое слово.
-- Я считаю, что глава с таким названием одна из лучших в моей книге.

"Предатели предают прежде всего себя самих..." Плутарх
Это написано в самом начале этой главы.
Читается легко, захватывающе, автор словно нанизывает бусинки на дорогое ожерелье из слов, а оно, ложась на душу, становится ещё ближе...
Близкие, дорогие и не очень,- мужчины, с которыми свела судьба автора :
"...Павел, Фёдор, Володя... Какой след я оставила в душе каждого? Не машиной ли разрушения прошлась по их судьбам ?
Каждого из них я предала. Одного - выйдя замуж за него не по любви, уступив собственному безволию. Другого, наверное, все-таки, любя, -- подчинившись своей слабохарактерности и трусости.
И Володю... Более десяти лет его присутствие в моей жизни было не только обременительным, но и позволило почувствовать себя уверенно, не страшиться ударов и засад, которыми так часто угрожают люди и мир. Его, словно спасительный круг, бросила мне в трудный момент судьба."
Почему же автор считает, что предала их всех? Зачем так казнится? Почему нет вины за все, что произошло, оказавшихся рядом "ее дорогих" мужчин? Неужели они, как вампиры, просто пользовались ее ранимостью, добротой, щедростью души?
"И когда из темных подземелий твоей души неожиданно, не позволяя опомниться и все обдумать, поднимутся, вырвуться наружу неведомые ранее желания, и ты, уступив их силе, не в состоянии будешь вернуть их в, пусть теперь и принудительное заточение, вот тогда и осознаешь, как приговор себе, как окончательное, самое страшное для себя наказание, которое уже не позволит почувствовать себя прежним и успокоиться: "Я предатель"

Те, кто читал Стефана Цвейга, Михаила Лермонтова - их повести и рассказы, кому их откровения пришлись по душе, - будут с интересом читать роман-исповедь Наталии Костюченко.
Я не считаю поступки главной героини предательством по отношению к мужчинам, скорее произошло предательство по отношеню к своей душе!




Читатели (1011) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика