КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. Всё началось с литературной игры.На Общелите появилась интересная девушка с никнеймом Шарлотта и первым стихотворением. Этот текст теперь мы все знаем.Вот он:
Ты помнишь маленькую Лотту?
...В руке послушный синий шар, Платок волос в ладоши хлопал, Играя с ветром, и мешал, Закрыв глаза, из горла в горло, В фарфор из бронзы и назад, Хмелея, множить страсти голод...
Ах, Лотта, Лотта - стрекоза В беретке с пёрышком совиным! Отпущен шарик в никуда.
- Как жизнь? - Как поезд – длинно-длинно, И тихо-тихо, как удав...
- Ты помнишь маленькую Лотту? - Да, смутно... Ласковое что-то...
Я поразился такой нескрываемой автопсихологичности,а тут появился новый текст мифической Шарлотты,с названием "Лотта...лет спустя",а за ним и "Прощай,Лотта!". Три этих текста легли в основу поэмы Ксаны Василенко "История Лотты" много позже того,как Ксана Василенко раскрыла свою тонкую мистификацию.Сильную степень автопсихологичности подчёркивает и тот факт,что в один момент Ксана Василенко целиком поселялась на странице Шарлотты,опубликовав избранные свои ранние сочинения именно под этим псевдонимом,"Ксана Василенко" же некоторое время не существовала. Такова история создания с позиции читателя. 2Главные герои В поэме два главных образа.Это Лотта и господин Литератор.Их любовная история явилась фабулой поэмы.Образ господина Литератора в определённой степени схематичен и не претерпевает никаких изменений.Это объясняется ещё и тем,что он имеет основной функцией раскрытие образа героини поэмы-девочки Лотты .Образ Лотты сложнее и интереснее для нас.Мы можем выделить героиню в трёх временах:до греха,во время греха и третье время-в бесконечном грехе.Лотта ещё существует после греха(смерть),но в сюжет это не входит,сию главу пишет для себя каждый читатель самостоятельно. Есть и общие черты :Лотта на каждом из перечисленных этапов по-прежнему остаётся ребёнком,что подчёркивается соответствующей лексикой и поведенческими реакциями.Таким образом,мы видим перед собой и поэму-провокацию,и классическую любовную историю,и миф,где демон побеждает ангела(битва добра и зла). 3.Второстепенные герои. Второстепенные герои в поэме-это герои-символы.Их всего три:мать Лотты,бабушка и Валет.Бабушка-образ стареющего и медленно уходящего из жизни консерватизма,подслеповатой патриархальности,в уютном гнёздышке у которой по неведению творится грех. Мать символизирует будущее Лотты,если она пойдёт по пути греха.Валет-один из вариантов развития любовной линии,страстно желая избежать которого,Лотта бросилась в объятия не грубого негодяя и вора Валета,но в объятия тонкого ценителя детской красоты господина Литератора.Также второстепенными героями поэмы можно назвать участников мифологического обеспечения-Матку Боску,Христа и Вислу,но их роль важна не на событийном уровне,а на мифологическом,который тщательно охранялся автором от читателя,потому их роль должен определить каждый читатель для себя сам. 4.Оригинальность поэмы и её значение. Значение очень сильно связано с оригинальностью.Если мы не признаём оригинальности художественного произведения,мы никогда не согласимся с тем,что эта вещь имеет хоть сколько-нибудь важное значение. Является ли образ соблазнённой и погубленной девочки новым в литературе?Конечно же нет.У Лотты много сестёр как в зарубежной,так и отечественной литературе.Да и в тексте есть цитата,доказывающая не единичность сей истории"Только Висла видит поединок Тишины с молитвой и озноб Бледных тел таких вот «магдалинок». Но в данном случае текст не несёт ярко выраженную воспитательную функцию,цель любого хорошего текста-катарсис .Потому всякий текст,успешно выполняющий эстетическую функцию,уже оправдан и имеет право на счастливое существование. Автор данной критической работы ни в коем случае не претендует на научность.Цель-в популяризации художественного произведения,в попытке указать читателю пути возможного анализа.И,безусловно,оспорить те крайние оценки,которые сопровождали появление "Истории..." Ксаны Василенко в Сети. Произведение здесь рассматривается как изолированный художественный факт и интерпретируется,в основном ограничиваясь внутренней семантикой. Вполне допускаю,что у многих данная попытка анализа вызовет улыбку;возможно,меня упрекнут в любительстве.Так и есть,господа.Но "любитель"-от глагола "любить",а глагол сей предполагает не скептическое созерцание,но действие-горячее,смелое и осознанное.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Маше - lily от ksana vasilenko
Ты помнишь маленькую Лотту?
...В руке послушный синий шар, У Лотты шар мужского цвета. Платок волос в ладоши хлопал, скрытая характеристика восторженности. Играя с ветром, и мешал, игривость темперамента. Закрыв глаза, из горла в горло, первое упоминание(проявление)страстной нату- В фарфор из бронзы и назад, ры,уже существующий "голод страсти",который Хмелея, множить страсти голод... далее только "множится".
Ах, Лотта, Лотта - стрекоза В беретке с пёрышком совиным! привлекательный образ маленькой девочки, Отпущен шарик в никуда. подражающей взрослым дамам(беретка,пёры- шко).Шарик в никуда-образ раннего и внезап- - Как жизнь? ного расставания с детством-так автор - Как поезд – длинно-длинно, прозревает будущее в повествовании. И тихо-тихо, как удав... - замечательная речевая характеристика жизни подростком.
- Ты помнишь маленькую Лотту? очень удачное двустишие.Именно ласковость- - Да, смутно... Ласковое что-то... доминирующая черта маленькой Лотты по мнению посторонних обывателей.Как же плохо они знают Дневник Лотту!
Сентябрь, 1911 год (Варшава)
Наш двор как колодец... строфа-предчувствие.страх в развивающейся Ожил строительный кран-журавель, душе перед неведомым("ч т о-т о всё носит и Что-то всё носит и носит.. носит"). А вдруг он и нас зачерпнёт детско-подростковый страх смерти. Этим квадратным ведром? как наивна и по-детски образна речь Лотты в начале дневника!Какие глубокие изменения *** она претерпит!Уже в этом автор показывает своё мастерство. Зябко. Оставлю-ка я на стекле развитие темы страха смерти:попытка вопло- Свой портрет: тить себя,сотворить свой двойник"на всякий Пятнышко лба, точечка носа пожарный случай".Ещё-тема одиночества-раз И листик сентябрьский - губы. говор с портретом,самим собой."Листик сен- Привет, мой портрет! тябрьский"-подчёркивает грусть девочки:не майский-радостный,а именно увядающий, *** сентябрьский.И,конечно-прозрение будущего. ...Мама зовёт. В школу пора. Следует отметить,что в эмоциональном пла- Голос у мамы серый... не наша девочка более похожа на старушку. "серый"голос-любимая детьми забава-вос- принимать мир в красках.Серый-цвет пере- *** ходный из грусти в тоску,изо дня в ночь.
Уже не вприпрыжку, уже неспеша - -строфа,казалось бы,информационная,без Выросла за лето Лотта. сокрытых смыслов.Но последний стих стро- В деревне остались гнездо глупыша*, фы совершенно феноменален для исследо Бабушка, сети и лодка... вания подсознания девочки."Бабушка,сети и лодка...".Бабушка-это образ дома,метафизическими сетями бабушка удерживает Лотту от возможного побега из детства на лодочке свободы-именно от этого у Лотты перехватывает восторгом дыхание,на что указует слияние лексем и получившийся сдвоенным в речевом потоке гласный звук ("и" долгий):бабушка сетиилодка... И обещающее многоточие в финале стиха,но не стихии. *** Ежи, Ежи... Ты больше не смотришь в глаза, Имя у мальчика говорящее-автор легко Отчего? На, понеси мой портфель. создаёт образ самоуглублённого маль- Что ты краснеешь? чика,забавного и верного. Ах, эта старая юбка Строфа содержит историю отношений Уже не скрывает колен? детей,их обоюдное смущение от первых ...Теперь краснею и я... проявлений взрослого в девочке-всё в *** 6 строках.Замечательная лапидарность!
У меня есть корни! Я и мои родственники живём на ветвях, Как зимородки. Одни на польских, другие на шведских снова "детская" строфа:образное мышле И поём, поём... ние,проговаривание по слогам сложного Каждый о своём. термина. Такое вот древо. Так в этих двух строфах мы наблюдаем Ге-не-а-ло-ги-чес-ко-е... своеобразные "качели" состояний героини: от подросткового до снова детского,что *** свидетельствует о неустойчивом ещё взрослении.(некий край детства,пограничное состояние). *** Грудка... Она ещё маленькая, а болит. Мама говорит, растёт, Бабушка говорит – наливается. …А мне вспоминаются розоватые яблоки штрифель ассоциативность мышления Лотты движется по следу- В её тёмном саду... ющей траектории:грудка-яблоки-тёмный сад...(и снова уместное употребление многоточия,что для сетевой *** литературы роскошь).Мне видится потаённая интер- текстуальность и включение в орбиту "Тёмных аллей" И.А.Бунина. Учусь целоваться. С зеркалом. Первое упоминание(появление)Литератора.Мы от А вдруг я снова увижу господина Литератора? мечаем написание с заглавной У него серые глаза и насмешливый рот. буквы,как пишут имя бога.Никаких осо- И так, зеркало, ты - Он... бенностей,только серые(цвет сумрака-от Закрываю глаза... дня в ночь)глаза и насмешливый рот.На са- мом деле-глаза "зеркало души",а в них-гря- - Кто эта беленькая ромашка, госпожа Вёнешборг? дущая ночь Лотты,её погибель, - Это моя внучка Лотта, господин Литератор... и рот-который речами и поцелуями погубит Лотту.Погубит с насмешкою.
Ноябрь, 1911 год (Варшава)
...Теперь я знаю: Женщины льют свою кровь физиологически из девочки превращается в девушку, Просто так, предчувствие бессмысленности собственной погибели. А мужчины её сберегают, Чтоб уйти на войну. И там её проливают отношение к мужчинам как к героям.таким должен Геройски, быть мужчина в идеале.и тут же настигающая ре- В строю... альность-"Валет".Собственно,Валет-это воровская кликуха,у него и зуб золотой-воровской знак. ***
Матуся гадает на короля. А тот, кто приходит - Валет валетом! И зуб золотой, И любит он только Котлеты. ...Матуся любит Валета... быт,атмосфера.У "матуси" нет мужа,а у Лотты отца."Ва лет-тот,кто приходит",приходящий-уходящий.Матуся его *** любит.
...У меня лезет зуб мудрости У Валета золотой зуб вора,у Лотты же лезет зуб муд Так, словно во рту рости-в своих устремлениях Лотта не хочет жить в Набухает красная точка мире,который окружает её,потому "красная точка"- Тюльпана... словно пожар(огонь-символ разрушения и очищения, обе трактовки символа актуальны здесь). ***
...Будто пожар! И меня из огня Выносит мой Литератор, Второе упоминание о Литераторе.Если прежде он в Спасает меня... фантазиях девочки целуется с ней,то теперь он- спаситель.Таким образом,Литератор идеален в ...Какая свинья сознании девочки:любой мужчина должен быть Этот доктор! смелым и должен уметь целоваться.И тут же анти- ...дыханье, теза-плохой мужчина:свинья-доктор,который дыханье... "лапает" больную.Итак, центральный мужской А сам украдкой образ строится просто-на противопоставле- лапает! нии двум отрицательным героям:вору и детскому Я же больна! доктору-(дети не любят докторов:в их сознании Вот свинья! доктор всегда сопутствует болезни,боли)-педофилу. ***
Надела рубашку, излюбленный приём современного гламурного Штаны Валета, российского(и не только)кинематографа,только пере- А косы узлом одевание не традиционное-из золушки принцессу,а на- И - оборот-антигламурное переодевание.Как приём-до Под кепку! вольно вульгарно,предсказуемо,вымученно.Но для по- Вот и Гаврош! нимания полярности подросткового сознания мы ми И есть уже право римся с ним:подростки подверженны стереотипам,при (Лотта, браво!) этом больше всего боятся быть похожими на других. произнести А уж "грязное слово"-пароль и отзыв,пропуск в свой Грязное слово. круг,способ узнавания. Я вам не Лотта Я сегодня - Гаврош! В грязных словах у Лотты грязное и сладкое рядом.необъяснимо рядом. Есть сладкое что-то, Но что, не поймёшь...
Декабрь, 1911 год (Варшава)
***
По всем предметам----------одна из самых слабых записей в дневнике.Традиционное Высокие баллы, противопоставление учения и любви("Не хочу учиться,а Но Катехизис** хочу жениться!"),церковного и страсти.Совершенно не Оставляет остроумная игра слов для девочки,которая выше выра Желать лучшего... жалась и острее,и афористичнее.В этой строфе более Спасибо тебе, Катехизис, информационности,чем поэзии(шаманства).Не думаю, Что оставляешь меня что для подростка(возраст-манифест-вспомним историю ,воспитываемой с переодеванием в уличного Гавроша и грязными слова Желать! ми),к тому же живущего рядом с вором Валетом,Кате- Желаю любви Литератора. хизис имеет такое значение,чтобы всерьёз шептать Точка. внутрь себя:"катехизис,молчи".Катехезиса нет внутри Желаю вернуться опять, девочки,его упоминание во внутреннем диалоге де- Туда, где он вочки-некоторая дань колебаниям героев классицизма Над своими листочками между страстью и долгом.Потому и сцена получилась Склонился театральной в скверном смысле слова,ибо она выпала И... из другой эпохи и была прибита сюда цветной фанеркой. Мне никак не унять Лотта зачем-то проговаривает вслух своё желание "об Желание нять любимого обожаемого господина Литератора"(де Взять и обнять вочки в таком возрасте всё делают только из любви/ Моего любимого ненависти),хотя мы всё это знаем из предыдущих сти- обожаемого хов(в частности,где Лотта учится целоваться,видя в господина зеркале господина Литератора). Литератора!
…Катехизис, молчи!
Рождество. 1911 год (Варшава)
*** Мама купила карпа. Одна из самых сильных строф.Оркестр,очевидно,игра Лотта идёт по парку. ет ритмичное танго,ибо стихи звучат именно так.Выпа Снег и оркестр играют дение слова "Счастье!" из рифмы фокусирует на дан- Каждый своё, своё... ной лексеме внимание,отлично передавая настроение. Женщина в белой шубке И безусловный символ карп-символ яркий и важный. Прячет улыбку в муфту. Я, как она, задорно Лёд распишу коньком: «Счастье!»
*** В эту ночь спрошу у кошки, Рождественское традиционное очарование, с гадани- Я красива или нет? ем.В качестве подтекста сказка Пушкина и В эту ночь спрошу собаку, классическая пытка:"Я ль на свете всех милее?...",а Сколько Лотте нужно лет, также извечный вопрос для кукушки"Сколько?..."Но Чтобы милый Литератор вместо зеркала здесь кошка,а кукушку заменила соба- Догадался, что во мне ка-домашние животные.Цель такой замены двойная: Вместо сердца - чайка Лотта 1Ввести фольклорный элемент,в данном случае-пре С черной ранкой на крыле... дание о говорящих в особую ночь животных. В эту ночь любые звери 2Кошка да собака,состоящие в друзьях у девочки, Могут с вами говорить.*** идеальным образом отсылают нас к классическим сказочным сюжетам о бедных девочках,разнообраз- ...Только очень, очень тихо, ных алёнушках и золушках,с которыми гордые люди Чтоб Дитя не разбудить... знаться не хотят,только различные зверушки(то есть здесь происходит достатоно удачная,но явная *** вербовка фольклора с целью создания образа).Троп о чайке Лотте вместо сердца с чёрной ранкой на Всем подарки, как подарки... крыле откровенно слаб и надуман.Необосно- Здравствуй, Звездный человек!**** ванная красивость,на мой взгляд. Ну а Лотте - встреча в парке, Первое реальное появление Литератора(до Мимолётная, на век... этого он появлялся исключительно в воображе- нии девочки).Ценность встречи для девочки равна *** рождественскому подарку,коротка по времени,но Су-ла-мифь! "на век" по впечатлению и по влиянию на судьбу. Ты перчаткой (всего лишь перчаткой!) Удивительная строфа!В ней описывается акт По лицу, рассмеявшись, провел. любовного гипноза,зомбирования девочки. Вот и всё. Я теперь - Суламифь, Именно подростки более других подверженны Это тело уже не моё. таким внушениям.Литератор,как любой вдумчи Нужно лишь добежать до весны, вый филолог,обладает и навыками НЛП,он зна В милый фьорд ундервудовских стуков ет,какие звуки(образы) чудесным и особым По бумажному полю, где сны, образом влияют на подсознание. Как зеркального карпа чешуйки! Он одним словом из сладких слогов пригото - вляет девочку ко греху,называет именем геро- ини,в которую и "превращает"её.Реакция девочки моментальная:"Вот и всё.Я теперь-Суламифь,/Это тело уже не моё".Превращение,как мы видим,произошло. Февраль, 1912 год (Варшава)
Мама нашла дневник. В этой и последующих строфах мы видим иную Долго смотрела молча. Лотт-зомбированную,взрослую,опасную.Это Думала, двух пощечин пограничное состояние,состояние сумерка, час- Хватит, вернуть мой стыд? тичной невменяемости.Лотта находится вне се- бя,вне времени года.Обратите внимание на не- *** которую бессвязность её речи:"низиманивесна- нилето"-соглашусь,в этом есть что-то от дет- …низиманивеснанилето... ской скороговорки,но не меньше здесь и от странного голоса при экзорцизме.И совсем уж Где ты, Лотта? подтверждающие нашу теорию слова:"Где ты, А Лотты нету. Лотта?А Лотты нету"-да и сердце к обеду нас К бабушке я не еду. тораживает не только в плане метафоры пре- Что там у нас к обеду? ступной любви.И ,конечно,ссылка на библейский Сердце? ...Вот это да! текст,где звучит метафизический вопрос Госпо- да:"Где ты?". *** Неудивительно,что после акта зомбирования, Лотта слышит голоса"Лотты должны летать". Надо немного выше Как показывают исследования,именно под воз- Голову приподнять. действием таких странных голосов происходит Нет никого, а слышу: большое количество безпричинных убийств и «Лотты должны летать...» самоубийств.
***
Матуся сказала: «Лотта, Попытку самоубийства Лотта воспринимает Ты никуда не едешь!» как подчинение голосу сверху"Лотты должны Ладно, сказала Лотта, летать".И снова эта речевая бессвязность и Мам, ты летать умеешь? выпадение из временного контекста("низима- нивеснанилето"). *** Автор предпочитает описанию попытки суици …низиманивеснанилето… да то,что в филологии называют"скважиной". Мне представляется это правильным:редкое Кто-то меня спасал... описание способно вызвать эмоции,равные Я ненавижу тебя за это, в данном случае реальному действию.Здесь Чёрт бы тебя побрал! же читатель грамотным использованием определённого приёма включается в сотвор *** чество-одна из главных задач автора любого творческого процесса. …низиманивес... Исцелилась ли Лотта от чар Литератора после попытки суицида,оказавшись пока- Матуся, не надо, не плачь! леченной?Нет!Доказательство этому-уже Клянусь, я больше не буду знакомое нам нечеловеческое "низимани- (Так уже точно не буду!) вес..." В кости как будто грач В душе у Лотты поют колокола"Бром-бом- Клювом. Лежать до апреля, бом..."-переход от ребёнка к повзрослевшей Бром попивать. Бром-бом-бом... Лотте и обратно,одно из любимых занятий Спать, бром-бом-бом... и еле детей-сотворение из языка взрослых симпа- Ворочать потом языком. тичной абракадабры-наглядно показывает, что и по детству девочки уже звонит колокол. Апрель, 1912 год (Варшава)
Лотта, детка, съешь котлетку. Лотта соглашается поправляться(прини- Хочешь я тебя сама мать пищу) только после обещания мамы Отвезу во фьорд? Из клетки "выпустить её из клетки".Эту фразу девоч- Отпущу? ка,конечно же,сочиняет за маму,как сочи Да, мама! Да! няет письмо от Литератора(девочки в душе пишут роман.Красивый роман о любви). ***
Я поправляюсь. "Учусь ходить"-не метафора.Девочка по- Учусь, не летая, ходить – вредила ноги при попытке "летать".Слёзы Радую маму… а, может, и нет… матери-важный символ для нас.Мать уже Матуся не хочет со мной говорить – оплакивает свою девочку,ибо уже всё слу Плачет... чилось.Возможно,мать прошла через не- Вам почта! Толстый конверт! что подобное,раз теперь к ней "ходит" Ва- лет.Наследственная тяга к обрыву? ***
«Здравствуй, ромашка Лотта, Строфа представляет собой часть рома- Здравствуй, моя Суламифь! на,который бессознательно пишет в голо- Я уже воздух фьорда ве Лотта.Это-гипотетическое письмо Ли- Режу и лож-ка-ми тератора к Лотте.Из этой строфы мы ви- Ем, вспоминая снежный дим,что рождественская случайная Вечер, льняную прядь... встреча произвела на Лотту сильное впе- Мой «Ундервуд» в надежде чатление:тот Литератор,о котором меч- Не устаёт стучать: тает Лотта(вымышленный,более сама «Лотта! Мы очень ждём!» Лотта) также считает ту встречу неза- бвенной:"...Вспоминая снежный/ вечер, льняную прядь...". А вот и не так! Ведь это Вот для нас разгадка,почему "матуся", Бабушка пишет маме: несмотря на прочитанное в дневнике «Жду свою внучку летом. Лотты,всё же отпускает её "из клет- Старость. Не сплю ночами. ки".Болезнь девочки,отказ от пищи,а Как там моя голубка? тут ещё жалобные письма стареющей Я за неё молилась...» бабушки.Не Литератор ,так Валет- Слёз не унять платочком. зов наследственной крови непобедим. «Езус Мария! Милость Дай моей бедной дочке!»
Июнь, 1912 год (Швеция) Новая глава "Истории..."-лето греха. (какое глубокое и скрытое противо- Из вагона вышла я поставление к примеру "Лето Госпо И - мое мучение... дне" Шмелёва.Афористичное двусти- *** шие.Обращаем внимание на "муче- Нюнесхамн... ние" Лотты-образ живой и самостоя На пароме до Готланда тельный. Едет свадьба. Мне дали конфету, Встретить свадьбу по дороге-одна Словно маленькой... из самых распространённых примет Если б вы знали в мировом фольклоре.Лотта от дей- Для чего я на Готланд еду! ства получает малость,но малость сладкую-совершенное отражение *** последующей ситуации в истории с Мохнатые ноги лошадки, Литератором.Так же из этой стро- Скрип колеса телеги. фы мы узнаём,что Лотта уже всё Фрёкен уснёт с устатку, решила-будущий грех не будет неожи- Сон, как и лошадь, пегий. данностью,это-запланированный, обдуманный грех,подобно убийству *** Раскольниковым старухи-процент- Домик - домик - домик - дом! щицы и её полоумной родственницы Кто это в очках железных -служки. Улыбается мне нежно В сознании Лотты бабушка и дом Тянет руки: «Лотта, ждём!» - едва ли не взаимозаменяемы,во Бабушка моя и дом! всяком случае вполне синонимичны. Именно этот дуэт(бабушка-дом) *** как ценность и сила противостоит Литератору(вполне Люциферу в Лодки-сети-лодки - Лот... данном контексте). ...та глазами плоский берег И снова девочка приписывает Ли- обежала: нет, не верю, тератору свои впечатления от Что не ждал... Идёт, идёт! рождественской встречи.
***
Ты собирал птичьи яйца на скалах, Вполне демоническое занятие:со- Складывал в шляпу из синего фетра. бирать птичьи яйца с задуманной жизнью внутри в шляпу-обратная ...Не приближайся! Я очень устала, сторона фокуса(но если фокусники Плача, смотреть на тебя против ветра... извлекают,т.е.дарят,то Литератор забирает,присваивает Природу). *** "...Не приближайся...ветра..."-ро- мантическое двустишие,качество Только не пристально, только не ласково: которого определяется многоточи Просто скажи, даже холодно, здравствуй, мол, ем с обеих сторон. Лотта-ромашка, ты выросла. Ну же… Литератор выбивается из границ – Фру Вёнешборг, что сегодня на ужин? романа,который пишет внутри себя Лотта.Его более интересует ужин, *** чем влюблённая в собственную фан- тазию девочка,он не замечает её. Долго я не выходила из комнаты... Лотта настойчиво ассоциацирует се- Бабушка лампу зажгла: бя с цветком:в речах бабушки,в речи «Лотта, цветочек мой, вечером холодно, Литератора,в собственной оценке. Вот тебе куртка и шарф...»
Спускаюсь по лестнице...
Чиркнув спичкой, мой «страх» закурил Мы не можем точно сказать,произо- И сказал так спокойно, так ласково: шёл ли данный диалог в реалности или явился «Раньше ты не могла без перил фантазией влюблённой девочки.Скорее всего Обходиться. Спускалась и плакала, это фантазия:девочка ставит себя в различ- Если кто-то внизу не стоял, ные счастливые ситуации,рефлексируя своё Не ловил тебя, Лотта несмелая. поведение и речь(а что я скажу,если он...а А теперь здесь, внизу, только я - вдруг он...,тогда я....). Падай в руки ромашкой мне, Белая...» Это окончание первого любовного месяца. Как видим,никакой видимой событийности. *** Литератор не заметил Лотту,девочка же вполне с маниакальной настойчивостью Что же сказать? Улыбнуться, наверное:(помним о зомбировании)продолжает твер- «Я уже взрослая... Я - Суламифь». дить "Я уже взрослая.Я-Суламифь".(Попро- Если сейчас упаду, будет первая буйте вместо имени Суламифь поставить Ночь моих страхов... а может, любви? некоторые другие имена,и вам многое откроется:"Я уже взрослая.Я-Наполеон". ...Что же сказать? Сумасшествие,скажите вы?А по-моему се- любовь.
Июль, 1912 год (о. Готланд, Швеция) Данный отрывок,вплоть до "Лотта...лет спустя" очень хорошо подходит под опреде Он ление любви Тютчевым как поединок роко- вой.("Предопределение").И не только по Хорошо, что память избирательна. драматическому накалу,но и по соответ- Я смотрю на эту переносицу - ствующему драматургическому решению: Свежий шрамик, словно перекладина, чередование внутренних монологов геро- Мостик между... Как прелестно морщится ев.Именно этот удачный приём позволяет Девочка! Не пощажу из жалости. раскрыться сцене полностью,событий- Я хочу её до боли сжать в кулак! ность при этом сопровождается двусто- ронним анализом (со стороны ...Память, только этот факт, пожалуйста, обоих героев). Не подсунь потом, как хлыст, как белый флаг... Литератор,как всякий творческий че- ловек,рефлексирует. Она
На берегу свободнее, чем в доме. Лотта ищет свободы.Нельзя сказать, Волна ударит в скалы и заглушит что "бабушка и дом"давлеют над ней, Признание «люблю тебя». Мне страшно, это скорее высвобождение крови на гене- Я морщусь - брызги солят мои губы, тическом уровне.Девочка,что называется Вдруг он наклонится за первым поцелуем, "созрела".Очень привлекательным ви- А я... тьфу, тьфу – солёная. Не вкусно! дится применение здесь нерифмованно- го стиха(рифма сковывает свободное …Зачем он смотрит, будто я разделась дыхание). И без стыда пришла на берег голой?.. подтекст Афродиты подтверждается и выбором размера-гекзаметр. Он
…А в доме сейчас никого, Внутренний монолог Литератора не прерыва- А в скалах есть парочка гротов... ется ,потому явленная нам часть начинается с союза.То,что союз противительный,указует на Вот тонкие, из рукавов факт борьбы в душе Литератора. Свитера пальчики Лоты, Его речь вполне профессиональна(пальчики как Словно зверушки резвы, зверушки,колосочки кос)-традиционный способ Ловко плетут колосочки создания образа в литературе. Кос. Силуэт то размыт Влагой желанья, то чётче... "Влага желанья" вызывает улыбку.Уж простите нас,уважаемый автор! ...А в доме сейчас никого, А в скалах есть парочка гротов... кольцевая композиция подчёркивает навязчивую идею Литератора-страсть,страсть.
Она
Ставит треногу - сейчас будет снимок! Я заплетаю косы, А ветер упрямый их снова, косынкой, вариация начала ("платок волос в ладоши...)- Стелет на плечи мне. возвращает нас к вступлению поэмы,к диалогу В руку огромный, синий-пресиний обывателей.И тут мы вдруг понимаем,что вся Шар мне он дал, за нитку память о Лотте-это фотографический снимок, Крепко держу. Это будет последний, который случится сейчас.Этим снимком огра- Он мне сказал, твой день. ничится детство Лотты,им же ограничится Снимем на память, может быть, завтра память о бедной девочке. Детства не будет, Лотта. Крепче держи этот шарик небесный - Литератор безусловный эротоман(сни- И улыбайся мне. мок).Склонен к эффектам.
*** …Больше не будет, сказал он мне, детства, Подтверждение нашей мысли о фото- А что после детства будет?.. снимке как о некоем контрольном вы- стреле в детство. *** Мы гуляем, болтаем, я весело вру Про домашнюю фею-воровку, Рвём для коз и крольчат молодую траву И смеёмся над божьей коровкой - Вечно верит, смешной конопатый жучок, Что на небе сидят его детки И едят, и едят до усталости щёк- речь Лотты отображена детскими стихами и соот- Конопатые детки конфетки. ветствующими образами(из детского фольклора).
*** Достаёт он часы на цепочке – Снова элемент зомбирования; Открывается крышка для зомбирования используются и музыкаль- И нежный начинается вальс. ные образы.
…Вот, опять: «Суламифь»…
Парк, перчатка и голосом снежным У девочки в голове всё время та сверх- В моё лето отправлен приказ: «Приходи естественная встреча в парке,где и про- В эту ночь, на прощание с детством!» изошло зомбирование. И тут снова явле- Мне так страшно. Хоть кто-нибудь, мне помоги... ние чайки сердца:как видим, Как спастись? сердце девочки советует ей спасать- ся бегством.Не беспокойтесь!Чары Чайка крикнула: «Бегством!» победят.
*** Лотта ...лет спустя (Варшава 1918 год) перед самым падением Лотты,автор показывает нам весь тот ужас бездны, Надо поплакать, Лотта, который ждёт Лотту- сильный приём, Надо сходить в костёл. очень действенно! Пани Мари шесть злотых Этот замечательный отрывок начина- Вычтет за кров и стол. ется проекцией ужасного внутреннего Будет скрипеть кровать то состояния взрослой Лотты.Прямо состо- Медленно, то быстрей, яние не описывается,но оно настолько Будешь губной помадой ужасно,что "надо поплакать...сходить в Рты кровянить гостей. костёл".Находка с губной помадой хоро- Надо поплакать, Лотта, ша:публичные женщины с давних пор Надо сходить в костёл. использовали яркие краски,чтобы при- Кто-то сказал ты - лотос, влечь к себе внимание(вспомним хотя бы Только (псякреф!) увёл Сонечку Мармеладову из "Преступления Серьги, колечко с червным***** и наказания"Достоевского).И здесь камнем и медный крест. яркая помада оставляет след на "гос- Как расшатались нервы! тях",тревожит их сходством с кровью В гостеприимный плеск падшей женщины(это те самые "гости", ко- Вислы добавь вишнёвки. торые жаждут крови Лотты).Сама Лотта Рюмка-кроватка-стол. даёт им то,что они хотят:она "кровянит"- очень удачное употребление глагола,кото- …Ксёндз молодой и бойкий рый показывает кукольную покорность , Тоже зовёт в костёл... вместе с тем автоматичность действия, отсутствие страсти. *** Финальное двустишие очень важно для понимания образа Лотты,оказавшейся Дневник "на дне".Ксёндз в костёл зовёт "тоже",как "гости" зовут в кровать. Август, 1912 (о. Готланд, Швеция)
Толстая, ватная нянька Данута Мастерски создан образ разини-няньки: Не уследила за девочкой Лоттой. даже в имени её чувствуется что-то Смотрит как будто, желает как будто медленное,как квашня.Имя "говорящее"- Что-то сказать. Ну а мне неохота отношение к своим обязанностям она,ви Слушать её. И медведь - бурый Отто - димо,определяет отмашкою:Да ну!К тому Смотрит в упор. В этой плюшевой лапе же большое количество медленных глас- Столько угрозы! Из зеркала Лотта ных автор умело использует для достиже- Кажет язык ему: «Прочь, косолапый! ния цели. Не удержать вам меня. Я решилась! Образ медведя как тотем дома:бабушка Эта любовь - очень страшная сила... здесь хозяин.И медведь-хозяин(фольклор). Вот! Бе-бе-бе!» В стихе "Эта любовь-очень страшная си- ла" для нас высоко информативна каж- *** дая лексема."Любовь"-да;то,что происхо- дит с девочкой-именно любовь.Кто-то уви Белая ночь... А была б она тёмная, дит здесь влияние гормонального Можно и свечку зажечь, постучать: взрыва на мозг подростка;кто-то внуше- «Вот вам огонь!» Или с глупыми совами, ние и самовнушение,но это-любовь,лю- страшно пугая его, закричать: бовь особенная.На что указывает девочка «Угу-угу! Иду-иду...» в своём дневнике с помощью небрежного местоимения "Эта":"Эта любовь...".Далее *** девочка признаёт,что любовь-"сила".И си- ла "страшная".А сколько греха и несчастий Однажды я видела голое тело... кроется за этим детским измерением Не страшное, но неприятно - "очень"! Столько волос на ногах, на груди! Первое столкновение с физическим телом. А «то самое место» не рассмотрела. "Не страшное,но неприятное".Девочка с ...Он спал на кровати матуси, одной стороны идеализирует господина Ли- и я поспешила уйти... тератора,с другой стороны,она не настоль- Но мой господин Литератор ко глупа,чтобы считать его за ангела:"Он- Совсем не такой! Не такой! самый лучший!Он самый...А вдруг он та- Он - самый лучший! Он самый... кой?!" А вдруг он такой?!
*** ...Эта дверь приоткрыта настолько, "Мышеловка" для Лотты.Дверь раскрыта Чтоб не скрипнула, если войду... ровно настолько,чтобы войти.Но не выйти, Я - вхожу... не выйти.
***
Кружится комната, кружится мир - Лотта всегда про себя называла героя "гос- Я на руках моего господина! подин Литератор".Но в этой строфе он вы- Как хорошо на широкой груди, растает до уровня волшебника и уже не Мне так спокойно, так радостно-дивно... господина,но Господа:"Кружится комната, кружится мир...Мне так спокойно,так радост- *** но дивно...". «Мой цветочек, мой лучший подарок! Литератор объят страстью-до рифм ли те- Ты пришла, моё хрупкое счастье? перь?!Отсутствие рифмы в речи Литерато- В лён зароюсь лицом, задохнусь я ра в начале этой особенной сцены-симпа- В этой свежести трав непорочных!» тичный авторский приём.
Это мне? Это мне говорит милый голос? Лотта по-прежнему находится в странном состоянии.Может быть,путает господина и Господа. «Моё зёрнышко, я истомлён ожиданьем, Очень тонкое и важное для нас обращение. Когда ты соизволишь взойти-снизойти Тем самым,сам Литератор понимает, До меня. Суламифь, мы смешаем дыханье что Лотта-ещё ребёнок:не плод,но "зёр- В поцелуях. Приляг на уютной груди, нышко".И снова "Суламифь"-состояние Если хочешь, моя драгоценная. Ночи... гипноза нужно постоянно поддерживать. Этой ночи бесстрастной нет дела до нас. Здесь гипнотезёр чётко ограничивает Позабудь обо всём. Я люблю тебя. Очень!» пространство девочки таким родным и ...В губы, в шею, в солёные лужицы глаз - всегда желанным "мы","ночи бес- Поцелуи... страстной нет дела до нас",то есть "мы" страстны-убеждает шаман Лотту. А вот и самый пик любовного гипноти- Что летит? Это птица? Нет, просто рубашка ческого сеанса:"Я люблю тебя.Очень!" Полетела далёё-ооо-ко. После этих магических слов зомбиру- И пусть. Улетай! емый совершенно лишается остатков Я в ладонях по яблоку прячу. «Ромашка, воли(так повелось:именем любви тво- Пожалей и не жадничай, дай же мне. Дай!» рятся великие подвиги и великие же паскудства). *** Строфу о перелётной птице-рубашке и Руки, плечи, поцелуи... Всюду, всюду! Жарко... стыдливых молодильных яблоках ком- Боль! ментировать излишне,только созерца- Мой любимый, мне не больно! (Больно! Больно. Больно...) ние,господа!Не станем Ой!... мешать героям,они оба этого хотели. Суламифь, цветок мой! Лоттааааа!!! И всё-таки,сцена несколько схематична Ты рычишь: «Мой ангел!» ( или классична?)Пусть боль обязательно, но рычать-то зачем?!Но так решил автор. ...Твой?.. И мы покоряемся.Кроме того,на мифоло- гическом уровне эта картина идеальна: *** "Демон пожирает ангела". Остановились мельничные крылья Хорошая образность.Мельница-тот сим- И сердце успокоилось моё. вол,который может молоть бесконечно. Тук-тук - люблю, тук-тук - тебя мой милый. Лотта произносит слова заклятия,предла- Послушай сердце, как оно поёт... гает Литератору послушать песню своего сердца,снова трижды (магическое число) *** произносит пароль-заклинание,но в ответ Я те-бя лю-блюблюблю! ей смех(пока ласковый) и слова:"Усни,мой Смеётся ласково в ответ: соловей".Очень похоже на "Умри,мой со- «Усни, мой соловей, ловей".Более всего Литератор озабочен А я посторожу. собственной персоной:"Сейчас мне не до Сейчас мне не до сна...» сна...".
*** В эту вмятину, что на подушке Никакого иносказания.Собачья привязан- Я щекой попадаю. Твой запах - ность прямым текстом.Лотта видит се- Мой любимый. Я так его знаю, бя милым и полезным щенком при своём Как знает собака, чем пахнет хозяин. хозяине.Особая благодарность автору за Вот и я - твой щенок-водолаз то,что нет попытки разжалобить читателя, Засыпаю. Ресницы слипаются. но всё повествование устремлено впе- ...Спите, правый и левый мой глаз. рёд,к трагедии.В последних двух стихах Это взрослая жизнь начинается... мы прощаемся с девочкой-Лоттой(если хотите,этот её сон есть смерть.Проснётся она уже другой. *** Обрывок письма, найденный меж страниц дневника Лотты
«… min vän, var det jag som klagade över tristess i den lilla fjord? Glöm det! Nu är det fyra på morgonen och i min säng sover en angel. En angel, som jag inte bara berövade oskulden, men, tydligen, hennes öde också... det är inte tråkigt, och jag skäms inte, men det är inte roligt heller. Det enda jag vill just nu - att var hemma i Stockholm, där änglarna är ur mode för länge sedan. Din V.»
(... друг мой, я ли жаловался тебе на скуку в этом маленьком фьорде? Забудь! Сейчас 4 часа утра, в моей постели спит ангел. Ангел, которого я лишил не только невинности, но, видимо, и судьбы... Мне не скучно, не стыдно, но и не весело. Единственное, чего я сейчас хочу - оказаться сию минуту у тебя, в Стокгольме, где ангелы давно вышли из моды. Твой В.) Эпистолярный жанр в поэме представлен щедро,ему можно посвятить отдельное исследование.Нас же в данном случае инте- ресует сей жанр как способ раскрытия характера героя.С этой точки зрения текст письма для нас идеален.Начнём с конца,с подписи."Твой В."-подписывается господин Литератор."Твой" говорит о серьёзной привязанности.И на духовном уровне,и,возможно,на физическом(господин Литератор далёк от романтических по- священий)."В".Кто этот В.?Мне видится эта фигура из кровавого ряда:Вельзевул-Воланд-Ваал.Я твёрдо убеждён,что любая,на первый взгляд бытовая история, упе- рается макушкой в соответствующее мифологическое обеспечение.Текст письма только подтверждает наше предположение об авторе:"в моей постели спит ангел"-есть ли для нечистой силы что-то более приятное и естесственное,чем загубить ангела?-"Ангел,которого я лишил не только невинности,но,видимо,и судьбы".И снова демоническое признание:"Мне не скучно,не стыдно,но и невесело". Я далёк от мысли,что господин Литератор пишет своему партнёру по гомосексуальной связи.На этот факт нет прямых указательств.Обращение "друг мой" вполне допускает обращение к женщине.Но с женщиной так детально не обсуж- дают свои подвиги-поражения.Да,в тексте нет указания на отсутствие или наличие у Литератора семьи.Он повсюду свободен.К тому же,у настоящего Литератора воз- можна единственная семья-Муза.Он женат на своём Вдохновении.Но наличие или отсутствие семьи у Литератора( Вельзевула) не имеет никакого значения.Его функция- быть альтернативой Валету и погубить ангела.Со своей функцией и Литератор,и В.справляются вполне.
*** Дни за днями летели. Мы часто бродили, У Лотты уверенно звучит место- Даже в дождь, между лодок, сетей, или в скалы имение "мы".Девочка снова и снова Забирались. Бессонно желали, любили, употребляет его.Но разница между Зачастую без слов. Мы так славно молчали. любовниками большая:в то время Дни за днями летели, летели, летели... как девочка "я всё крепче тебя опле- Я всё крепче тебя оплетала руками. тала руками",господина Литератора Ты вздыхал: «Успокойся!» - Скучая в постели. интресовала исключительно похоть. Ундервуд вдруг очнулся и клацнул зубами, Он призывает девочку успокоиться Бил в бумагу тревогу мою: скоро осень. (не проявлять чувств-они мешают), Скоро всем разлетаться - и листьям, и птицам, а удовлетворив похоть,скучает. И любовникам тоже. Он так барабанил, Кроме того,Литератора вновь при- Что от этого можно рассудка лишиться! звала Муза.Так Лотта почувствова- ла что теряет Литератора ещё до *** того,как он уехал. ...Мама, мамочка! Я угасаю. Высокие строки-восхождение к Здесь так холодно. Эта беретка... фольклору:в традиции устного на- В ней перо той совы. Птица злая родного творчества в особые мину- «Проугукала» милое лето! ты жизни обращение к самому род- Он уехал. А как - я не помню. ному-к матери.Образ птицы,пона- Села в лодку и волны считала прасну пропевшей лето,также тра- Поударно и, кажется, море диционен для литературы(из русской Потянулось ко мне. мгновенному вспоминанью подвер- гается"попрыгунья-стрекоза". …я упала… Очень сильная и вполне кинемато- графическая сцена:совершенно ...Мама, мамочка! Ты не поверишь, потерянная(зомбированная) девочка До чего же я старая стала. считает удары волн о лодку-мощней- Я жива, но когда мимо двери шая картина отчаяния!И тут впервые Прохожу, то... девочке открылась водная бездна, вода поманила девочку,запомнила …я очень устала. её. Вот качество любви.После неё-Лот- *** та чувствует себя уставшей и ста- Что ты грустишь, мой фьорд? рой.И всё же это любовь. Будет последний поезд Риторическое фольклорное обраще- К югу тащить двух Лотт, ние к маме сменяется обращением к Даже не беспокоясь, фьорду-лобному месту и к дыбе в Что из двоих одна судьбе Лотты.Именно в этой важней- Мёртвая, а другая - шей строфе происходит гибель души В жизнь за стеклом окна девочки.Читатель легко прозревает Смотрит, ещё не зная: будущее Лотты:"рюмка,кроватка,стол" Шансов на сотню сто - благодаря той картине,которую перед «...рюмка, кроватка, стол...» нами нарисовал автор в самый мо- мент грехопадения. ***
Лотта, прощай!
Бляди в чёрном, за органом грач, Отрывок "Лотта,прощай!"-вершина по- Бенефис у ксёндза, Матка Боска эмы.Вершина эмоциональная,худо- Слушает художественный плач, жественная;точка головокружения. А тапёр терзает папироску Здесь мы наблюдаем синтез цинизма От желанья выкурить и спать. с романтизмом,сентиментализма с некоторым богоборчеством даже. Снимок в гроб - ты с шариком, в беретке. Остроумная образность первой стро- Это всё. Там снова можешь стать фы сменяется обнажённым натура- Лоттой - очарованной нимфеткой. лизмом.Матка Боска воспринимает похороны Лотты как вид искусства- Висла ни тепла, ни холодна, художественный плач,Христос "на Висла отдаёт, когда захочет кресте раскинувшись удобно...как-то Вещи, лодки, мёртвых... Просишь? На! на взаимность не пошёл",и "Только Висла видит поединок..."-здесь класси- Дверь толкнуть, и впустит нас замочек ческие черты текста языческого,в об- В комнату, где загорал Христос ход христианской культуре.Своего ро- На кресте, раскинувшись удобно. да проявление языческого самосоз- Если солнце было, то лилось нания.Висла здесь совершенно живое Строго на него... Христос не сноб, но существо(встаёт параллель с волшеб- Как-то на взаимность не пошел, ными сказками,где сестрица Алёнушка Может быть и слышал, но не слушал. просит у речки, и речка отзывается). Лотта, Лотта, белый порошок Висла здесь "ни тепла,ни холодна"-сно- Делает богов к молитвам глуше, ва демонизм.(Вспомните В.после того, Хоть они и так не очень, чтоб... как он лишил Лотту "не только невин- ности,но и судьбы":"мне не скучно,не Только Висла видит поединок стыдно,но и невесело".Вспомните Чи- Тишины с молитвой и озноб чикова,вполне себе демона,имеющего Бледных тел таких вот «магдалинок». наружность подобную описанию Вислы: "не красавец,но и не дурной наружнос- Бляди в чёрном, за органом грач, ти,не слишком тонок и не слишком толст, Бенефис у ксёндза... и т.д.-неопределённо-демоническое). Висла здесь-поглощающее чудовище, - Помнишь Лотту? образ опять же мифологический.Она - Кажется... Беретка, тихий плач, поглощает "вещи,лодки,мёртвых"таких И про верность жалобное что-то... вот магдалинок".Висла здесь-более сильное и неравнодушное божество, ____________________________________противопоставление равнодушным Матке Боске и Христу. * глупыш - птица семейства буревестников
**Катехизис (от греч. katechesis - поучение, наставление), руководство, содержащее основные положения христианского вероучения.
*** Польское суеверие гласит, что в ночь на Рождество животные способны разговаривать.
**** Основным символом польского Рождества является Рождественская звезда. По библейской легенде, эта звезда озаряла путь к младенцу Христу. Поэтому в роли Деда Мороза в Польше издревле выступал Звездный человек
***** красным.
|