ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Аполлон и Артемида, или гомосексуализм в античном мифе

Автор:







1. Запрет на гомосексуализм в монотеистических религиях

Гомосексуализм в обыденном человеческом сознании тождественен греху, пороку, извращению. Однако это старое как мир явление далеко не однозначно представлено в сознании мифологическом. Герменевтическое прочтение и анализ мифа позволяют не только выделить множество архетипов мужской и женской гомосексуальности, но и исследовать механизмы ее формирования
На чем основана общечеловеческая уверенность в запретности и греховности гомосексуализма? Несомненно, что однозначный запрет содержится в Ветхом Завете, хотя запрет на гомосексуальную любовь не входит в число десяти основных заповедей, а заповедь "Не прелюбодействуй", в первую очередь, относится к гетеросексуальной любви вне брака. Однако страницы Ветхого Завета неоднократно осуждают мужской гомосексуализм как недопустимый грех. Так, Господь говорит, обращаясь к Моисею: "И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: мерзость это" (Левит, 18:22) Грех этот приравнивается к кровосмешению, идолопоклонничеству (!) и человеческим жертвоприношением, они стоят в одном блоке запретов. А далее связь гомосексуальных отношений с поклонением идолам разъясняется: "Не оскверняйтесь ничем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которые я изгоняю от вас" (Левит, 18: 24). И объявляется наказание за подобный грех: "Ибо всякий, кто сделает какую-нибудь из этих мерзостей – души делающих это отторгнуты будут из среды народа их" (Левит: 18: 29). В течение тысячелетий это наказание выполняется, и многие народы в массе своей отторгали и отторгают из себя тех, кто встает на путь гомосексуальных отношений.
Может сложиться впечатление, что до дарования Торы запрет на гомосексуальность отсутствовал, как, например, запрет на инцест; что этот запрет действителен только для евреев, принявших Ветхий Завет христиан и мусульман. Однако уже при сотворении мира всем людям вне зависимости от национальности и вероисповедания была дано основное антропологическое предписание "Плодитесь и размножайтесь", исключающее гомосексуализм из нормальных человеческих отношений. Действительно, именно естественная потребность человечества в поддержании собственного существования делает гомосексуализм нежелательным и даже вредным.
Символом того, что гомосексуализм является грехом для всех людей вне зависимости от их национальности является история ханаанских городов Содома и Гоморры, давших одно из названий гомосексуализма – "содомия". Известно, что население этих городов поголовно предавалось всевозможным грехам, в том числе, и мужеложству. "И сказал Бог: вопль на Содом и Гоморру стал велик, и греховность их очень тяжела" (Бытие, 18: 20). За этим последовало страшное наказание: "И Бог дождем пролил на Содом и Гоморру серу и огонь от Бога, с неба. И уничтожил города эти и всю окрестность, вместе с жителями городов и растительностью (Бытие, 19, 24-25)". Отрицательное отношение христианства к гомосексуализму укрепилось после того, как в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского все половые акты, не ведущие к зачатию, были осуждены как неестественные и в силу этого греховные.


2. Гомосексуализм как значимая античная мифологема

Однако политеистические культуры, как восточные, так и греко-римская, содержат многочисленные представления о естественности, особой красоте, и даже сакральности гомосексуальных отношений. В греческой мифологии гомосексуализм не просто символичен, а имеет онтологический статус, снимая дихотомию мужского и женского, делая гендерные отношения множественными, а антропологию многозначной. Античный гомосексуализм символизирует перемены, метаморфозы и рождение нового.
Изначально он тесно связан с актом изъятия мужского начала у верховного божества – с оскоплением, выравниванием, а не противопоставлением мужского и женского, с нивелированием разницы между полами, равно как и с борьбой, противостоянием. Уже на этапе сотворения мировой иерархии, в процессе формирования греческого пантеона бог времени Кронос в борьбе за власть над миром оскопил своего отца, бога неба Урана, пролив его кровь и семя на землю и бросив его гениталии в Океан. С тех пор Уран, являясь символом неземного, небесного, воздушного, одновременно является и символом потерянного Мужского, неизбежной гомосексуальности. Неслучайно одним из первых названий гомосексуалистов было "уранинги". Уран свергнут, но оставляет всем своим наследникам, а заодно, и всем земным мужчинам вечный страх потери мужественности и, как следствие этого, потери власти.
Следует отметить, что именно акт изъятия фаллического придает гомосексуальности творческое начало. Так, из Океана, оплодотворенного гениталиями Урана, в последствии родилась богиня любви и красоты Афродита. У хеттов миф об оскоплении верховного божества носит еще более откровенную гомосексуальную окраску. Кумарби, хеттский прототип Кроноса, откусывает гениталии бога неба Ану, проглатывает часть семени, в результате чего из его бедра рождается бог любви. Любовь, таким образом, однозначно связывается с гомосексуальным актом.
Анализ греческого мифа позволяет построить шкалу мужской гомосексуальности, градация которой показывает степень фаллического начала. На одном полюсе этой шкалы – оскопленный серпом, но прекрасный Уран, на другом – бог с уродливо большими гениталиями Приап, неудачный сын Афродиты и Диониса, обладатель чрезмерной и в силу этого отвратительной мужественности, чьим атрибутом является садовый нож или серп, символ оскопления. С одной стороны – прекрасный мужчина, у которого есть все, кроме фаллоса, с другой – уродец, у которого ничего, кроме фаллоса, нет. Скопец и угрожающий оскоплением связываются длинной чередой мужских типов, немногочисленная мужская норма лежит где-то посередине. Уран никому не угрожает, Приап угрожает всем. Культ Приапа, культ фаллического, был чрезвычайно распространен в Греции и особенно в Риме. Известен, например, сборник порнографических стихотворений "Приапейя", посвященных восхвалению фаллоса.
Мифологема Приапа дала значимые метафоры психоанализа, описывающие различные стадии гомосексуальности, связанные с комплексом приапизма, выражающимся в отделении мужественности от целостной личности. Первая – это метафора чар и колдовства. Психическое у мужчины зачастую склонно представлять возобновляющиеся в нем сексуально окрашенные затруднительные состояния (инфляции) в виде зачарованного мальчика и доминирующей матери, иногда любимой, иногда ненавистной. Зачарованность вызывает у мужчины сомнения относительно его половой идентичности, очень часто зачарованные мужчины ищут спасения в гомосексуальности или интеллектуальном образе жизни, достигая тем самым исключения женского принципа из собственной целостности. Своего рода "зачарованными мальчиками" на всю жизнь остались, например, Леонардо да Винчи, разлученный с матерью в пять лет, и Апулей.
Приап нарочито демонстрирует собственную физиологическую мужественность и одновременно отделяет ее у других. Но при этом остается богом второстепенным, недостаточным поскольку мужчина не тождественен собственному фаллосу, а фаллическое – всего лишь фрагмент, нечто, что лишь иногда отделяется от мужского в целом.
Приап обрезает, но не может восстановить. Мужественность же возвращается не Приапом, а другими, более могущественными, богами, ведающими властью, удачей, науками, искусствами. Сказанное означает, что достичь подлинной мужественности можно лишь не придавая слишком большого значения фаллическому, не преувеличивая его значения, а рассматривая его только как часть целостной личности. Отделение же фаллического приводит мужчину на путь мучительного поиска себя цельного, поиска, который может сопровождаться и часто сопровождается нетривиальными сексуальными практиками, в том числе, и гомосексуальными. Забегая вперед, отметим, что женский гомосексуализм тоже определяется избытком или недостатком фаллического начала, своего или чужого.
Анализ и герменевтика греческих мифов дают обширнейший материал, позволяющий исследовать возможные архетипы мужской и женской гомосексуальности, различные стадии отделения и поиска фаллического (для мужчин) и наличия его и избавления от него (для женщин). Небольшой объем этой работы позволяет лишь коротко изложить полученные нами результаты.


3. Мужской гомосексуализм

Исследование мифа заставляет отказаться от представлений о едином начале мужской гомосексуальности и позволяет выделить, как минимум, десять принципиально различных типов гомосексуалистов-мужчин, пришедших на путь однополой любви разными путями фаллического поиска. Среди причин мужской гомосексуальности с определенностью выделяются боязнь кастрации, зачарованность матерью, соперничество с отцом, психические травмы, перенесенные в детстве, женское воспитание, нарциссизм.
1. Зевс, или почему нельзя свергать отца. Бисексуализм со страхом кастрации. Это всем известный тип чрезвычайно сильного мужчины, пресыщенного женским вниманием и в результате обратившего либидо на лиц своего пола, это всеядный и постоянно доказывающий свою мужественность бисексуал.
Известно, что Зевс славился своей неумеренной сексуальностью. Воспоминания об оскоплении его деда Урана и скопящем топорике сверженного им отца Кроноса приводят Зевса к подсознательному страху потерять фаллос и, как следствие, преувеличению значения последнего. Как и многие другие герои мифа, Зевс зачарован своей матерью, Реей, . Именно мать в свое время помогла Зевсу победить серпоносного отца, стать верховным богом, она же, видя его похотливость, запретила ему жениться – налицо сексуальный перенос матери на своего сына. Этот фатальный материнский запрет остался в веках, предопределив сексуальные проблемы огромного числа мужчин, старательно связывающих выбор своих половин с образом и желанием матери.
Желая утвердиться и преодолеть материнские чары, Зевс, превратившись в змея, насилует собственную мать. Победа над матерью, превратившая Зевса в мужчину, открывает дорогу к многочисленным сексуальным подвигам, и ему, решившемуся на инцест, отныне дозволенным становится все. Зевс строит отношения со многими самыми прекрасными богинями и смертными женщинами и имеет многочисленных детей, но не удовлетворяется этим. Его отношения с женой Герой ужасны, это порочный круг предательств, обид и ссор. Концентрация Зевса на матери и отождествление себя с ней провоцируют его на поиск "послушного мальчика", отношения с которым повторяли бы его собственные отношения с Реей. В результате он вступает в гомосексуальную связь с юношей Ганимедом.
Страху потери мужественности подвержен и брат Зевса Посейдон, тоже принимавший участие в свержении отца. В результате в длинную цепь его сексуальных экспериментов включается прекрасный юный Пелоп, сын Тантала, тот самый, который был оживлен после того, как отец убил его и приготовил из него лакомое блюдо, поданное на пире олимпийским богам. Именно Посейдон первым из богов и людей познал радости гомосексуальной любви, влюбившись в Пелопа и назначив его своим виночерпием и постельничьим. Свой мужской архетип сексуальности Зевс по наследству передает своему сыну, критскому царю Миносу, избалованному женской любовью, но поссорившемуся с братьями из-за страсти к прекрасному мальчику Милету.
2. Геракл, или почему не стоит всю жизнь доказывать что-то не любящей тебя матери. Мужчина, зачарованный матерью. Это тип гомосексуалиста, чья необыкновенная физическая мужественность и сила вступают в очевидное противоречие с инфантильной психикой. В этом случае фаллическое неизбежно отделяется, становится чрезмерным и требует компенсации женственностью и даже мазохизмом.
Геракл – сильнейший из людей, спаситель богов и человечества. Это имя дано ему неслучайно, поскольку он зачарован ненавидящей его мачехой Герой. Приложенный в детстве к груди Геры, Геракл замещает ею мать и всю жизнь стремится к ней. Его поиск фаллического, обретение себя – это путь к жестокой, отвергающей его матери, с которой он наконец и воссоединяется, родившись вторично.
Сложность пути Геракла связана с круговоротом инициированных Герой унижений и инфляций сознания. Все его подвиги совершаются благодаря Гере и во имя Геры. Именно она толкает его на нетривиальные любовные отношения.
Сначала Геракл встает на путь традиционных для Греции, "простых" гомосексуальных отношений, и с ним всегда рядом его любовники: племянник и возничий Иолай, оруженосец Гилас. Существует даже вариант мифа, согласно которому Геракл совершил свои подвиги из-за страсти к царю Эврисфею. Но на этом его фаллический поиск не заканчивается, и Геракл обнаруживает в себе склонность к трансвестизму. По-видимому, именно переодевания в женское платье позволяют Гераклу наиболее полно отождествлять себя с Герой.
Художники неслучайно изображали Геракла в желтой юбке. Известно, что в рабстве у развратной царицы Омфалы Геракл расстался со своей львиной шкурой, а вместо этого носил ожерелья, золотые браслеты, женский тюрбан, яркую юбку и красный платок. Все началось с того, что однажды Геракл с Омфалой прогуливались по виноградникам Тмола, поменялись одеждой, хотя склонность к украшениям была свойственна ему и раньше, он был обладателем самых прекрасных на свете золотых доспехов. С тех пор Геракл часто переодевается в женщину: одевается в женское платье после поражения на фракийском острове Кос, в женских одеждах женится на Халкиопе. Но переодеваниями фаллический поиск Геракла не заканчивается: Геракл, сидя в кругу ионийских красавиц, прял шерсть и вздрагивал при каждом окрике своей госпожи Омфалы, а та била его золотой туфелькой, совсем как в произведениях Захер-Мазоха.
Поиск самости заканчивается для Геракла Божественным вмешательством и чудесной метаморфозой. Умирая в муках, он возносится на Олимп и становится богом. Лучшей же наградой для него оказывается долгожданная любовь Геры, которая, имитируя его второе "божественное" рождение и компенсируя все причиненные ему страдания, прячет Геракла под собственную юбку. И Геракл наконец-то достигает ее лона, правда, оказываясь в нем не как любовник, а как сын.
3. Ахилл, или к чему приводят десятилетние военные походы. Вынужденный активный мужской гомосексуализм с сохраняющейся тягой к женскому. Гомосексуализм этого типа связан с невозможностью в силу определенных обстоятельств гетеросексуальных контактов, хотя определенные предпосылки к этому закладываются с детства. В результате возникает устойчивая привычка к самым понятным, "примитивным" гомосексуальным отношениям.
Зачарованность матерью и в этом случае может присутствовать. В случае с Ахиллом она была связана с его божественной матерью Фетидой, во всем превосходящей отца. Так же, как и Дионис, Ахилл воспитывался, как девочка.
Общеизвестны гомосексуальные отношения Ахилла с другими воинами, в первую очередь, с его другом-любовником Патроклом, смерть которого изменила ход Троянской войны. Это сильная любовь, страсть: оплакивая Патрокла, Ахилл от горя катается в пыли, а затем страшно мстит за его смерть. Но эта страсть к мужчине в биографии Ахилла не единственная: во время одного из сражений Ахилл влюбляется в царевича Троила, пообещав убить его в случае отказа и действительно убив не уступившего ему юношу в храме Аполлона.
При благоприятных условиях такой тип гомосексуалиста может вступать в гетеросексуальные связи. Тяга к недоступному женскому телу для таких мужчин может принимать уродливые формы. Из-за того, что понравившаяся ему Брисеида была отдана Агамемнону, Ахилл прекращает военные действия, почти доведя греков до поражения. Ради любимой им Поликсены, сестры Троила, Ахилл неоднократно готов предать греков, вступая в сговор с троянцами. Поликсена же становится и причиной его смерти, после того, как Ахилл, ослепленный страстью, открывает ей подобно библейскому Самсону, секрет своей уязвимости. После смерти дух Ахилла требует, чтобы Поликсену убили на его могиле.
4. Ганимед (Гиацинт), или почему юноша должен опасаться незнакомых взрослых мужчин. Вынужденный пассивный мужской гомосексуализм. Архетип юношеского гомосексуализма, являющегося этапом становления мужественности, обычный для Греции и Рима. Психическим основанием для подобного сексуального поведения может служить наличие гомосексуальных родителей или перенесенные в детстве психические травмы.
Ганимед, сын Троса, был самым прекрасным юношей, когда-либо жившим на Земле. Говорят, что Зевс, возжелав Ганимеда, превратился в орла и похитил его, гулявшего по лугам Трои, вознеся на Олимп и сделав виночерпием, дабы он мог утолять его неиссякаемую жажду. Позднее Ганимед стал подносить чаши любовного напитка и другим богам-олимпийцам, так что все они приобщились к мужской однополой любви.
Ревнивая Гера до тех пор досаждала Зевсу, пока тот не убрал Ганимеда с Олимпа, поместив его среди звезд в виде созвездия Водолея. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции, поскольку в нем видели оправдание типичной для того времени страсти мужчины к мальчику. В латыни от слова "Ганимед" произошло слово catamitus, определяющее пассивный объект мужского гомосексуализма и буквально означающее "любимчик, развратник". Подобное состояние юношеского сексуального поиска в Греции традиционно рассматривалось как неизбежная стадия взросления. В "Метаморфозах" Апулея, например, рассказывается история, как мальчика, едва вступившего в половую зрелость, наказали за связь с женщиной, расцениваемую как слишком раннюю и преступную, вернув к "нормальным" половым контактам с мужчиной. К типу Ганимеда относятся практически все юноши, волей случая оказавшиеся возлюбленными взрослого мужчины, в том числе, и мальчики-проститутки. Этот тип гомосексуализма имеет не только психические, но и социальные основания.
Известен также случай с Гиацинтом (Гиакинфом), спартанским принцем, в которого влюбился не только Фамирид, первый из людей, воспылавший страстью к представителю собственного пола, но и сам Аполлон. Страстью к Гиацинту воспылал и Зефир, и из ревности перехватил у Аполлона, обучавшего юношу метанию диска, летящий снаряд, направив его в голову своего ветреного возлюбленного. Из крови погибшего юноши вырос цветок гиацинт, на котором до сих пор различимы инициалы убитого. Культ Гиацинта распространился по всей микенской Греции, его именем назывался поздний летний месяц гиакинфий на Крите, Родосе, Косе и в Спарте. В микенском городе Амиклы гробница Гиацинта образовывала основание культового трона Аполлона.
Подобный тип гомосексуальности может провоцироваться и перенесенными в детстве психическими травмами. В этом случае гомосексуальность может быть связана с подсознательным стремлением жертвы еще раз испытать перенесенное насилие. Мы уже упоминали, что юный любовник Посейдона Пелоп, первый в мире пассивный гомосексуалист, был расчленен собственным отцом Танталом, а затем воскрешен Зевсом. В память об этом в святилище Пелопа юноши бичевали себя, принося ему в жертву свою кровь.
Первый юношеский гомосексуальный опыт может закончиться трагически, на стадии прекращения фаллического поиска, то есть смертью. Так произошло, например, когда Лай, изгнанный царь Фив, сделал Хрисиппа, сына Пелопа, своим катамитом. Мальчик покончил с собой, но жители Фив, оправдывая безумную страсть Лая, создали т.н. "священный отряд", полностью состоящий из мальчиков и их возлюбленных.
Однако фаллический поиск в случае юношеского гомосексуализма может благополучно завершиться реинтеграцией фаллоса в Эго, обретением самости, воссозданием цельной личности, в результате чего происходит возврат к нормальному мужскому естеству. Тот же Пелоп удачно женился на прекрасной Гипподамии и стал царем, основав Пелопоннес, а его отвага и мудрость, богатство и многочисленное потомство снискали ему уважение всей Греции.
5. Аполлон (Орфей), или почему так трудно талантливому мужчине быть мужественным. Врожденный гомосексуализм женственного мужчины с фиксацией на идеале прекрасного юноши. Аполлон - символ необычайно красивого и одаренного человека, гения. Аполлон и его сестра-близнец Артемида – дети Зевса и нимфы Лето, родились семимесячными в результате длинных девятидневных родов. В паре Аполлон-Артемида женственность досталась Аполлону, а мужественность – его сестре. Аполлон – мужчина, от природы наделенный женственностью, прирожденный (генетический) гомосексуалист, в силу чего все его попытки построить отношения с женщинами неудачны. Его кредо "Познай самого себя" заставляет его заниматься поисками гармоничного сексуального союза, первоначально перебирая женщин. Его девиз "Умеренность во всем" не позволяет считать его развратником.
В своем фаллическом поиске Аполлон тоже оказывается на стадии "Божественное вмешательство". Благодаря милости Зевса, под его покровительство попадают музыка, поэзия, философия, математика, медицина и естественные науки. Такая интеллектуальная и творческая переполноценность компенсирует недостаток фаллического, уменьшает женское, в результате чего инфляция становится излишней. Путь к фаллосу, стремление оправдать латентную женственность связаны для Аполлона с фиксацией на идеале прекрасного юноши и приводят его к гомосексуальной любви с Гиацинтом. Аполлон - гомосексуалист, вступающий в связь только по любви и ищущий прекрасного и более женственного партнера.
К этому же типу относится и жрец Аполлона Орфей, сын фракийского царя Загра и музы Каллиопы, самый известный из когда-либо живших в Греции поэтов и музыкантов, под музыку которого танцевали даже деревья и горы. Когда обезумевший Дионис напал на Фракию, Орфей сопротивлялся введению жертвенных убийств, и Дионис в отместку наслал на него менад, которые разорвали Орфея надвое, а голову его швырнули в Гебр. Интересно, что неистовство разгневанных менад было связано с тем фактом, что их мужья ходили в храм, где Орфей открыто проповедовал особые священные таинства и любовь к своему полу. Проповеди Орфеем однополой любви вызвали гнев и Афродиты, который до сих пор определяет отношение большинства женщин к мужскому гомосексуализму.
Символично также, что голову Орфея, все еще поющую сладкие песни, прибило к острову Лесбос, знаменитому и единственному оплоту женской гомосексуальности. Менады же, разорвавшие Орфея, были превращены в дубы, олицетворяющие фаллическое начало.
Парадоксально, но в культуре утвердился образ великой любовной пары Орфей - Эвридика. Однако гомосексуальность Орфея, по-видимому, позволяла ему иметь только женщину-друга, каковой и была его жена Эвридика. Смерть Эвридики и неудача Орфея с возвращением ее из Аида однозначно указывает невозможность соединения такого мужчины с женщиной: Орфей, обернувшись на Эвридику, потерял ее на веки. Фаллический поиск для Орфея закончился на стадии "прекращение поиска", т.е. смертью.
6. Платон, или почему интеллектуалы не всегда снисходят до женщин. Интеллектуальный мужской гомосексуализм. В этом случае подавление женского принципа происходит за счет интеллектуализации сексуальности. Интеллектуальный гомосексуализм, в котором сексуально привлекательным становится именно интеллект, а фаллическое замыкается на интеллектуальном. Носителем интеллекта однозначно объявляется мужчина, а женщина как существо от природы неинтеллектуальное становится и сексуально непривлекательной. Фаллическое питается рациональным, последнее же полномочно снимать моральные запреты, например, с помощью мифологем. В результате Эго, не чувствуя вины, не конфликтует с фаллическим. Отношения с женщиной отсутствуют, либо очень неудачны.
Известно, что греческая философия превратилась в интеллектуальную игру, в которой мужчины могли обходиться без женщин, поскольку для них открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, обсуждая миф о Ганимеде, чтобы объяснить свои сентиментальные чувства к своим ученикам (Федр 279а-б). К гомосексуалистам подобного типа относятся Платон, Сократ, Аристотель, Уайльд, Уитмен, Верлен, Рембо.
7. Дионис, или к чему приводит перенесенное в детстве насилие. Садист с ненавистью к мужскому. В архетипе Диониса наиболее проявлены зачарованность матерью и сознательно воспитанная женственность, ранние жестокие эксперименты с психикой. Характерными для этого типа гомосексуализма являются явные психические отклонения, связанные с физической неполноценностью, проявляемые, например, в садизме.
Дионис - сын Зевса и Семелы, богини-луны, несчастное рогатое дитя, увенчанное змеями, испытания которого начались еще до рождения. Ревнивая Гера поссорила Семелу и Зевса, и тот, разгневавшись, предстал перед ней в своем истинном обличье, испепелив ее. Однако Гермесу удалось спасти шестимесячного недоношенного сына Семелы, зашив его в бедро Зевса, откуда тот по истечении трех месяцев и появился на свет. Поэтому Дионис – дважды рожденный.
По приказу Геры титаны утащили новорожденного Диониса разорвали его на куски и сварили их в огне – вот почему Диониса отождествляли с Осирисом. Однако Рея разыскала части тела внука, составила их и вернула младенца к жизни, после чего физическое отделение фаллоса для Диониса навсегда заместилось психическим.
Но на этом эксперименты с психикой маленького Диониса не закончились. Нерадивая Персефона, которой Зевс поручил присматривать за ребенком, передала его жене царя Афаманта Ино, внушив ей, что ребенка следует растить на женской половине, переодетым в девочку. Затем мальчика превратили в козленка и снова передали на женское воспитание - нимфам Макриде, Нисе, Эрато, Бромии и Вакхе. С тех пор с именем Диониса связывают критский обычай держать мальчиков "в темноте", т.е. на женской половине до достижения половой зрелости.
Когда Дионис стал взрослым, Гера, несмотря на приобретенную им печать женственности, признала в нем сына Зевса, но, не умея прощать измены мужа, позже поразила его безумием, во время которого Дионис совершил серию ужасных и ничем не оправданных убийств и насилий, например, содрал кожу с живого царя Дамаска.
Утерянный в детстве фаллос нужен и не нужен Дионису одновременно, и это противоречие разделяет и разрывает его на части, но уже не телесно, а душевно, превращает в душевнобольного. Отделение фаллического у Диониса определяется связанной с любимой матерью идеализацией женского, а неспособность вернуть собственный фаллос - с желанием лишить его всех других мужчин. Дионис основывает в Фивах оргиастические мистерии, делая участницами этих мистерий только женщин, менад, или вакханок. Известно, что в пирах на горе Киферон, бродя по горам, вакханки, отрицая мужское, разрывали на части животных мужского пола и мужчин.
Дионис часто переодевается в женское платье и даже принимает женский образ. Известно, что в образе девушки Дионис приглашал некоторых из вакханок принять участие в оргиях. С женщинами же, не желающими участвовать в его мистериях, Дионис жестоко расправлялся, неся повсюду чудовищное веселье и разрушение. Долгое время в память о мистериях Диониса в Орхомене проводили праздник "побуждение к дикости".
Именно у Диониса зачарованность матерью доходит до крайности. Уже став олимпийским богом, Дионис спускается в Аид, где подкупает Персефону и забирает с собой свою покойную мать Семелу.
Гомосексуализм Диониса, самый сложный и доходит до стадии "трансформации", его следовало бы назвать "гомосексуализмом в квадрате", поскольку психика Диониса претерпевает двойную метаморфозу. Он любит женщин, но как женщина, отождествляя себя с женщиной. Это тип безумного садиста, обратного тому, какой был изображен в знаменитом триллере "Молчание ягнят".
8. Нарцисс, или как вредно любить только себя. Гомосексуализм с комплексом нарциссизма. Тип мужчины, патологически влюбленного в себя до такой степени, что для него возможна лишь любовь к максимально подобному себе, в идеале, к себе самому. В этом случае идеал прекрасного юноши проецируется на собственную персону. В принципе не может любить женщину.
Нарцисс был необыкновенно красивым феспийцем, сыном голубой нимфы Лириоппы. Уже в шестнадцать лет его путь был устлан безжалостно отвергнутыми влюбленными обоего пола. В него влюбилась нимфа Эхо, съедаемая любовью настолько, что от нее остался лишь голос. Нарцисса погубила собственная жестокость: он отправил Аминию, преследовавшему его настойчивей других, меч, которым тот и лишил себя жизни на пороге дома Нарцисса, призвав, однако, богов отомстить за свою смерть Проклятие Аминия услышала Артемида, сделав так, чтобы Нарцисс полюбил, но не смог насладиться своей любовью, и вскоре он влюбился в свое отражение в ручье. Несчастный был вынужден созерцать предмет своих вожделений, не имея возможности им обладать, хотя в муках он ощущал и особую радость от сознания того, что предмет его любви никогда не изменит ему.
Такой архетип жестокого и самовлюбленного гомосексуалиста, представлен в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея". Возможно, к гомосексуалистам подобного типа относился Ю.Цезарь, маниакально относящийся к своей внешности.
9. Уран (Осирис), или почему нужно беречь свою мужественность. Психический или физический кастрат. Полное вынужденное отсутствие мужественности (кастрация), приводящее к пассивному гомосексуализму. Как лишение фаллоса может восприниматься и импотенция.
Известно, что на Востоке, в Греции и Риме был распространены скопческие культы, в которых физическое отсутствие фаллоса провоцировало страсть к фаллическому у другого. Чудовищные отправления скопческой гомосексуальной страсти к полноценному мужчине жрецами Исиды описаны, например, в "Метаморфозах" Апуллея. Кастрация была символом крайнего гомосексуализма. Святоний в "Двенадцати цезарях" писал, что Нерон оскопил любимого им юношу и жил с ним, как с женщиной.
10. Тиресий, или о том, что превратиться из мужчины в женщину совсем несложно. Мужчина-транссексуал. Слепой Тиресий был самым знаменитым прорицателем Греции. Ослеплен же он был Афиной за то, что подглядывал за ней во время купания. Однажды, убив змею, он превратился в женщину и стал знаменитой гетерой. Через семь лет, убив змея, снова стал мужчиной. Именно Тересия, которому ему ведомы были секусальные ощущения обоих полов, и позвала Гера, чтобы он разрешил ее спор с Зевсом по поводу того, кто больше получает удовольствия в любви, мужчина или женщина.


4. Женский гомосексуализм

Если мужской гомосексуализм преимущественно связан с отделением фаллоса и попытками реинтегрировать его в личность, то женский определяется излишком фаллического, своего или чужого, отрицанием фаллического из-за отвращения к нему или недостатком чужого фаллического. Для него характерны отождествление со своим отцом или братом, неприятные сексуальные переживания в детстве или юности, страх брака, регрессия к нарциссизму, раннее половое взросление, чувство собственной неполноценности и подверженность влиянию опытных гомосексуалок. Женский гомосексуализм часто сопровождается садизмом по отношению к мужчинам.
1. Афина, или к чему приводит ощутимое превосходство над мужчинами. Латентный женский гомосексуализм с явным преобладанием мужественности. Тип очень мужественной женщины, чьи физические и интеллектуальные способности превосходят стандартные мужские, в результате чего сексуальное общение с противоположным полом исключается как с недостойным. Как правило, это латентная гомосексуальность, связанная с фиксацией на образе отца, реализующаяся в самодостаточности и девственности.
Известно, что Афина, богиня мудрости и справедливых войн, – дочь всемогущественного отца Зевса и необыкновенно умной и сильной матери титаниды Метиды. Зевсу был оракул, что если от их связи родится мальчик, то он свергнет отца, подобно тому, как Зевс сверг Кроноса. Поэтому Зевс проглотил беременную Афиной Метиду, которая, даже находясь в его утробе, продолжала давать ему мудрые советы. По прошествии определенного времени Афина родилась из головы Зевса, и как его партеногенная дочь приобрела все его черты, в том числе, и мужественность, психологический фаллос. Именно этот унаследованный фаллос и мешает Афине в ее отношениях с мужчинами. Афина неотделима от Зевса, практически является его ипостасью, отождествляет себя с ним. Прозвище же Афины "Паллада" одновременно означает и "девушка", и "юноша". Одежда Афины подчеркнуто неженственна. Это эгида – мешок из козьей шкуры с головой змеевласой Горгоны.
Существует и другая версия рождения Афины, согласно которой ее отцом был крылатый козлоподобный гигант Паллант, позднее решивший совершить над ней насилие. По другим версиям, попытку насильно лишить Афину девственности предпринял ее единокровный брат Гефест.
Афина сильна, и в борьбе с мужчинами легко одерживает победу над самыми сильными из них. Так, она взяла верх над Посейдоном в борьбе за Аттику, несколько раз ей удавалось победить самого бога войны Ареса, например, в битве за Трою. Подобное противоприродное преобладание над противоположным полом исключает для Афины гетеросексуальные контакты, поскольку победителем в них естественным образом оказывается мужчина. Но Афина слишком деятельна и слишком занята, чтобы испытывать чувства к женщинам, сильна и самодостаточна настолько, что без сожаления остается одинокой.
2. Артемида, или как трудно иногда быть женственной. Врожденный активный женский гомосексуализм, сопровождающийся враждебностью к мужчинам. Представляет собой врожденный гомосексуализм одаренной и необыкновенной женщины с потребностью общаться лишь с себе подобными, сопровождающийся ярко выраженной склонностью к садизму в отношении к мужчинам и осознанной страстью к женщинам.
Артемида, богиня охоты, красавица-дева с серебряным луком, мужественная сестра-близнец женоподобного Аполлона. Если Афина унаследовала фаллос от отца, то с Артемидой фаллическим поделился брат. Неслучайно Артемида появилась на свет первой и даже помогла матери в родах своего женственного брата. Наличие собственной мужественности и заставляет Артемиду соперничать с мужчинами в борьбе за женщин.
Немаловажную роль в становлении личности Артемиды сыграла и ее горячо любимая мать Лето (Латона), которую она с рождения оберегала. Например, мстя за оскорбление, нанесенное матери, Артемида убила дочерей Ниобы. Такая сильная привязанность к матери и обусловила в Артемиде вечную тягу к женскому.
Артемида была любимицей своего отца Зевса, и уже в трехлетнем возрасте выпросила у него как самый дорогой подарок вечную девственность, а в качестве приятного для себя сопровождения - шестьдесят юных девятилетних нимф. Непременным требованием Артемиды была целомудренность всех ее спутниц, запрет для ее свиты на гетеросексуальную любовь. С нарушительницами этого запрета Артемида безжалостно расправлялась. Беременную от Зевса нимфу Каллисто она превратила в медведицу и затравила сворой собак, чему мы и обязаны появлением на небе созвездия Большой Медведицы.
Еще трехлетней девочкой Артемида испытала подобие сексуальных домогательств со стороны жуткого циклопа Бронта, который посадил ее к себе на колени и стал приставать с ласками, но сумела справиться с ним, вырвав клок волос из его груди. Позже еще раз подвергалась насилию, когда речной бог Алфей гонялся за ней по всей Греции. С претендующими на ее девственность или на девственность ее спутниц Артемида всегда поступала крайне жестоко.
Артемида, в отличие от Афины, носит прекрасную одежду. Гетеросексуальные контакты для таких женщин невозможны.
3. Ипполита, или почему женщинам не стоит жить вдалеке от мужчин. Вынужденный женский гомосексуализм с сохраняющейся тягой к мужскому. Женский аналог Ахилла, появление которого обусловлено невозможностью общаться с представителями противоположного пола, хотя излишек собственного фаллического и в этом случае часто присутствует.
Ипполита – царица амазонок, женского воинственного племени, научившегося обходиться без мужчин. Острый намек на существование неблагополучных родителей содержится в том факте, что амазонки считались дочерями Ареса и Гармонии, т.е. плодами кровосмесительной связи, поскольку сама Гармония была дочерью Афродиты и Ареса.
С мужчинами амазонки общались преимущественно в целях деторождения, оставляя в своем племени только девочек, особенно после того, как сын амазонки Лисиппы влюбился в собственную мать. Этих необычных женщин скифы называли "эорпарта" (мужеубийцы), поскольку они ломали в младенчестве мальчикам руки и ноги, чтобы лишить их возможности воевать и путешествовать.
Амазонки не лишены способности любить мужчину, желательно сильного и мужественного, превосходящего их самих. Та же самая Ипполита, прельщенная мускулистым телом Геракла, предложила ему в дар свой волшебный золотой пояс как знак любви. В своей страсти к мужчине способны на безрассудства.
4. Дафна, или как много зависит от того, кого ты выбираешь в подруги. . Пассивный женский гомосексуализм. Тип юной девушки, в силу обстоятельств или природной склонности вступающей в гомосексуальные отношения с опытной женщиной или с другой девушкой, чему способствуют раннее взросление, наличие родителей-гомосексуалистов или просто неудачных родителей. Соответствует типу Ганимеда. Это те самые шестьдесят девятилетних нимф, которых выпросила себе у отца Артемида.
Со временем привыкают к гомосексуальным отношениям настолько, что могут полностью отказаться от гетеросексуальных контактов, даже боятся их. Когда Ариппой, юной целомудренной охотницей, спутницей Артемиды, насильно овладел царь Тмол, она, обезумев от горя, повесилась. Артемида же жестоко убила Тмола, выпустив на него быка
Известна также история про горную нимфу Дафну, жрицу Геи, за который погнался Аполлон. Когда он настиг девушку, та взмолилась к Гее, которая спасла ее, мгновенно перенеся на Крит. На месте Дафны Гея оставила лавровое дерево, из листьев которого Аполлон в качестве утешения сплел себе венок, в котором и остался навсегда.
Возможно, что в основании подобного типа гомосексуальности лежит инстинктивный страх девушки перед половым актом. Однако Дафна не очень похожа на испуганную девственницу. Ее имя значит "обагренная, окровавленная", сама же она относилась к оргиастическим жрицам, жующим дурманящие лавровые листья (содержащие цианид калия), резвящимся в горах при полной луне и нападающим на незадачливых прохожих-мужчин, которых разрывали на части
.5. Омфала, или как вредно иметь слишком много мужчин. Женская бисексуальность.. Соответствует типу Зевса, когда пресыщенность гетеросексуальными контактами заставляет искать гомосексуальных и других нетривиальных сексуальных переживаний. В этом случае фаллического слишком много, но чужого. Омфала – развратная царица, в рабстве у которой Геракл испытал прелести трансвестизма и мазохизма. Подобный тип женской сексуальности может сопровождаться садизмом и другими извращениями. Самый яркий литературный пример подобного типа – героиня романа Золя "Нана". К этому же типу относятся и многочисленные лесбиянки из среды проституток. Самые известные исторические примеры – Аспазия и Мессалина.
6. Сафо, или как вредно быть слишком умной. Интеллектуальный женский гомосексуализм. Тип, основанный на представлении об интеллектуальном превосходстве женского, в результате чего женская гомосексуальность возводится в культ. Имеет интеллектуальную подоплеку. Соответствует типу Платона, хотя возник раньше, в шестом веке до нашей эры.
Сафо - греческая поэтесса, жительница острова Лесбос. Основала известную во всей Греции и за ее пределами школу, куда присылали девушек из хороших семей. Известна своими стихами и искусством любви. Почитаема многими выдающимися умами Греции еще при жизни. Считается основательницей лесбийской или сафической любви.
Гетеросексуальные контакты возможны. Сама Сафо, по преданию, бросилась со скалы в море из-за несчастной любви к юноше Фаону.
7. Веста (Гестия), или к чему приводит преувеличение собственного и страх перед иным. Женский нарциссический гомосексуализм. В подобном случае сильная собственная женственность, красота и девственность мыслятся столь совершенными, что мужское как противоположное мыслится отвратительным и отталкивающим. Связана с отвращением к мужчине и страхом перед фаллосом. Сексуальная ориентация определяется поиском столь же совершенной, максимально подобной себе партнерши.
Гестия – само совершенство, покровительница домашнего очага, очень женственная и красивая, принципиальная девственница, хотя среди ее женихов числились сами Посейдон и Аполлон. Страх перед фаллосом возник у Гестии после того, как однажды ее, спящую, пытался обесчестить пьяный обладатель чудовищно огромных гениталий Приап, но даже осел, символ похотливости, вступился за ее честь, разбудив ее криком
Культ Гестии был чрезвычайно популярен в Греции, где ей приносилась первая жертва, и особенно в Риме, где жрицы-весталки пользовались особым почетом и уважением. Культ Весты традиционно основывался на женских сексуальных мистериях.
Подобные культы сохраняются тысячелетиями. И. Блох, врач XVIII в., писал, что по всей Франции существовали общества весталок, которых больше, чем на античном Лесбосе, и особенно многочисленны они в высших слоях общества. Часто вестическими мотивациями прикрываются и гомосексуалистки других типов.
8. Кенида, или как легко превратиться из женщины в мужчину. Женщина-транссексуал, не удовлетворенная своим полом и стремящаясяся дополнить подсознательное фаллическое его реальным физическим воплощением.
Нимфа Кенида, разделив ложе с Посейдоном, попросила у него в награду превратить ее мужчину. Посейдон изменил ее пол, сделав царем лапифов Кенеем. Превратившись в мужчину, женщина-транссексуал жаждет признания и часто выбирает нетривиальные виды деятельности и образ жизни. Кеней, например, заставил народ приносить себе жертву как богам и не почитать больше никаких богов, за что Зевс подговорил кентавров вбить его, как гвоздь, в землю.
9. Лейла, или почему мужчины не должны заводить гаремы. Женский гомосексуализм, обусловленный сексуальной неудовлетворенностью при сохраняющейся уверенности в превосходстве мужского и тяге к нему. Часто сопровождается комплексом неполноценности из-за собственных физических недостатков.
Подобный тип отсутствует в собственно античном мифе, однако является столь распространенным, что о нем следует упомянуть. В гаремах Индии, например, гомосексуальные связи были чрезвычайно распространены, поскольку один муж не мог удовлетворить многочисленных жен. В древних индийских храмах существует множество изображений высеченных из камня изображений женщин-лесбиянок. В отличие от Ипполиты, жаждет и ждет мужчину, никогда не пренебрегая им. Если лесбиянка относится к типу Лейлы, то появление мужчины сразу исключает гомосексуальные контакты.

Сравнительный анализ показывает, что полной симметрии типов женского и мужского гомосексуализма нет, хотя многие из них дублируются. Так, никакой мужской тип не соответствует типу Афины и Лейлы – и это легко объяснить. В первом случае это связано с тем, что мужчина не может в одиночестве наслаждаться своей преобладающей женственностью, он становится слишком слабым; ничем не защищенным; в итоге слишком женственный мужчина либо оказывается добычей Зевса, т.е. Ганимедом, либо превращается в Нарцисса. Отсутствие же мужского аналога типа Лейлы обусловлено тем, что жизнь социума устроена таким образом, что практически любой, даже обладающий сомнительными достоинствами мужчина при желании находит себе партнершу, не оставаясь неудовлетворенным по причине ее отсутствия.
Не существует и женских аналогов типа Геракла, Диониса, Урана, и это вполне логично и соответствует обыденному опыту. В самом деле, выдающаяся женственность всегда самодостаточна, востребована и не требует компенсации мужественностью; безумные женщины-маньяки встречаются крайне редко; женщины-кастраты же и женщины-импотенты отсутствуют по физиологическим причинам.
Результаты наших исследований мы свели для наглядности в следующую таблицу:

Сравнительная таблица типов
мужской и женской гомосексуальности



Мужские

Женские
------------- Тип Афины
Тип Зевса Тип Омфалы
Тип Геракла
Тип Ахилла Тип Ипполиты
Тип Ганимеда Тип Дафны
Тип Аполлона Тип Артемиды
Тип Платона Тип Сафо
Тип Диониса -----------------
Тип Нарцисса Тип Весты
Тип Урана ------------
Тип Тересия Тип Кениды
Тип Лейлы.


Античный миф позволяет понять, насколько многочисленны антропологические и психологические паттерны гомосексуальности, дает возможность определить их психо-физические и социальные основания. Несомненно, гомосексуализм, представленный таким множеством вариаций не может однозначно расцениваться как разврат или болезнь, хотя его появлению способствуют причины, затрагивающие глубины человеческой психики: особые личностные характеристики родителей, прежде всего, матери, природные психические девиации, перенесенное в детстве насилие, существование неблагоприятного окружения, специфических социальных условий. Не вызывает сомнения также, что гомосексуализм может сопровождаться некоторыми психическими отклонениями, иногда серьезными, многими видами сексуальных извращений: садизмом, мазохизмом, даже некрофилией.
Сомнительно, что человек, попадающий в рамки одного из этих типов, может "справиться" со своей вынужденной или природной гомосексуальностью в одиночку. По-видимому, в большинстве случаев очень трудно и "перевоспитать" гомосексуалистов разных толков. Нельзя, на наш взгляд, и смешивать различные типы гомосексуальности, просто объявляя все их проявлениями греха, и с каждым случаем следует разбираться отдельно и очень тщательно.
Греческий миф демонстрирует такое множество вариаций гомосексуальности, что исключает возможность рассмотрения гомосексуализма как психологически универсального, этически единого, антропологически однородного феномена. Вариантов гомосексуализма и путей поиска собственной сексуальной самоидентичности так много, что "настоящие мужчины" и "настоящие женщины" могут расцениваться лишь как одна из многочисленных возможностей широкого спектра сексуального поведения личности. По-видимому, многие люди, позиционирующие себя в качестве истинных гетеросексуалов, могут отыскать в себе латентные признаки хотя бы одного из приведенных нами типов гомосексуальности.
На наш взгляд, проведенный анализ мог бы дать специалистам в области гендерных отношений интересный и полезный материал для осмысления.










Читатели (3984) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика