ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

«Голуби мира» и «ястребы войны» в книге Захара Прилепина «Координата Z»

Автор:
Книга Захара Прилепина «Координата Z» начинается с описания сна. Его герой – Александр Владимирович Захарченко. «Сияло солнце, и Захарченко будто светился от радости. Весь его вид говорил: видишь, сбылось же, всё сбылось!» Правда, сон был немой. Что именно сбылось, следовало догадаться. И автор догадался. Захарченко пришёл сообщить, что вот-вот начнётся …война. И он несказанно радовался тому, что начнётся война. Он хотел войны. Страшный человек!
Хуже того, в дальнейшем выясняется, что автор разделяет радость Захарченко. «Ястребами войны» оказываются не только Захарченко с его ополченцами. «За войну» – Алексей Поддубный и Дмитрий Ревякин, Аким Апачев и группа «Зверобой», Сергей Маховиков и Полина Агуреева, Анна Ревякина и Мария Ватутина, Игорь Караулов и Станислав Минаков, Андрей Решетин и Семён Пегов, Сослан Хасимов и Сергей Суровикин, Сергей Кириенко и Владимир Соловьёв, Александр Андреевич Проханов и даже Сергей Викторович Лавров.
Однако есть в книге и другие персонажи – «приличные люди». Те, что «за мир во всём мире». Это Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич, Артур Смольянинов и Алексей Серебряков, Дмитрий Глуховский и Аля Кудряшова, Дмитрий Быков и Борис Акунин, Игорь Иртеньев и Людмила Улицкая.
Казалось бы, подумаешь: у одних – одно мнение, у других – другое. Сесть бы за одним столом, скажем, Сергею Маховикову с Алексеем Серебряковым и постараться найти общий язык. Но нет. Как говорилось в одном советском фильме, вроде русские оба, а нации разные.
Парадокс в том, что основная черта «ястребов войны» - это «тёплая и улыбчивая снисходительность, незлобливость и милосердие».
Боль, боль, боль… Сердце автора книги «навсегда болит» о русском солдате, о погибших товарищах, обо всех убитых, истерзанных и замученных в Харькове и Одессе, о херсонцах, по-русски понадеявшихся на авось и вскоре убитых и замученных, о застреленных во дворах жителях Купянска, Изюма и Балаклеи, обо всех погибших мирных жителях Донбасса, об обманутых украинцах. В книге не меньше четырёх десятков раз употреблено слово «убить» и его синонимы. И только один(!) раз представитель «партии войны» заявляет, причём в чисто символическом смысле: «Надо убить змея». Вероятно, аллюзия к «Дракону» Евгения Шварца.
Зато «голуби мира» говорят о своём желании убивать в самом прямом, конкретном, неметафорическом смысле. «Ты будешь засыпать и просыпаться в дерьме. Там мы тебя и утопим», - озвучивает свои затаённые мечты не названный по имени либеральный «миротворец». Актёр Артур Смольянинов «не испытает никаких эмоций, если на месте бывшей своей страны увидит радиоактивный пепел».
«И самый главный опыт, который у нас был, и тот, который мы исповедовали почти как религию, заключается в том, что русских надо убивать, просто убивать, а главное, не бояться это делать». Те, кто вспомнил, кому принадлежит последняя цитата, скажут: ну как можно сравнивать Смольянинова с Залужным? Он ещё пока никого не убил. Так у Смольянинова и обстоятельств подходящих пока ещё не было. Тут главное (вспомните Н.Лескова) - «первую песенку зардевшись спеть».
Политический Киев тоже не сразу превратился в нацию-людоеда, способную «есть не только других, но и в минуты резкого голода жрать самого себя». Автор книги скрупулёзно исследует (характерный стиль Прилепина-публициста) историю народа, проживающего на территории современной Украины. В 1917-м году доверчивые украинцы повелись на «словесные бредни, что лились с трибун Рады». А спустя сто лет ошалели от дифирамбов, которые пела им «мировая общественность»: наивному Киеву был обещан «входной билет в число колонизаторов НАТО и Евросоюза». Они снова повелись и, в угоду белому господину, принялись истреблять всё живое. Но «белые господа никогда не примут их как равных». Вместо заветного билета Украина получила «фарш из миллионов людей».
Американские и европейские господа-людоеды, украинские нелюди и «остервенелые гуманисты» - всё это одного поля ягоды. Когда украинские военные на камеру добивают пленных и кромсают живых людей на куски, «послы добра» относятся к их действиям с пониманием. В результате теракта погибла Даша Дугина - повод для искренней радости. Это не просто отсутствие эмпатии, это именно НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (тут с Арестовичем не поспоришь) жестокость.
«Голуби мира» елейными голосами поют свои «лукавые пацифистские песни». Но в их речах каждое слово – ложь. «Они лгут, лгут, лгут, и ложь - единственная форма подачи ими материала, новости, смысла как такового».
«Мы тащим, не бросая, свою хворую и болезненную правду». «Грубый и нелепый народ» ненавидит ложь и презирает лжецов. И не его вина, что у него проблема с памятью: он всё помнит. В том числе и август 2022-го, когда наши военные были вынуждены «занять более выгодные рубежи».
Что ещё объединяет «тотальных пацифистов», так это готовность предать всех и всё.
«Предать страну – это как сменить пол. Вступить в спор с Богом», - цитирует Прилепин письмо известной актрисы. А ведь «многие из тех, у кого 24 февраля 2022 года обнаружились срочные дела в Грузии, в Прибалтике, или Израиле, они же в большинстве своём за смену пола, родового языка, цвета кожи, богов – чего угодно». Удивительно, что сторонники тотальной демократии остановились на полпути: не объявили вне закона любую половую принадлежность.
Что касается «смены богов» в зависимости от текущей обстановки, - это неизбежность для тех, кто кочует по миру поисках идеала либерализма и демократии. Однако ни в одной религии среди добродетелей не числятся беспамятство и предательство.
«Наибольшую симпатию в ополченской среде, - вспоминает Захар Прилепин, - традиционно вызывала любая атрибутика, связанная с Великой Отечественной. Жуков и Рокоссовский, красное знамя над Рейхстагом – тут никаких вопросов ни у кого не возникало: ни у язычников, ни у православных, ни даже у монархистов». Любые вопросы, как горящая на воре шапка, выдали бы Иуду с головой!
Все книги, посвящённые Великой Отечественной войне, подверглись на Украине жесточайшей атаке: «что вы, нацизма на Украине нет, нет, нет, просто от чтения литературы про победы Красной армии бесы дымятся». В Европе нацизма, конечно, тоже нет, просто от присутствия там памятников воинам-освободителям черти начинают чадить.
То, что в Киеве демонтировали мемориальную доску Герою Советского Союза, генералу Дмитрию Михайловичу Карбышеву, никого не удивляет: там «ад глумится». Но ряженые «голуби» норовят расклевать своими железными клювами памятники воинам-освободителям по всей Европе.

Мужество и духовная стойкость русского солдата заставляют борцов с памятниками острее ощущать собственную ущербность. Именно поэтому неизъяснимое наслаждение доставляет им возможность втоптать в грязь человека, приехавшего из России.

Так, например, случилось с оперной певицей Анной Нетребко. В 2014-м Анна имела неосторожность помочь Донбассу. А в 2022-м одумалась и выступила с публикацией, осуждающей СВО. Однако директору Метрополитен-оперы, расторгнувшему контракт с певицей, этого показалось мало. От Нетребко потребовали, чтобы она «в долгосрочной перспективе продемонстрировала, что всерьёз и надолго дистанцировалась от Путина».
«В переводе на русский:
- Мало унизилась! На животе ползи! Целуй ботинок! В тероборону вступи! Переведи миллион долларов на гранатомёты! Плюнь в портрет вашего мясника и сними на видео!»
«Я удивлялся на Запад, - признаётся Захар Прилепин, - и его сияющий моральный облик. Что они делали? Они заставляли людей отказываться от родителей.
- Скажи, что эта сука - тебе не мать! Скажи! Признай, что это не отец твой - а враг человечества! Ты не Родину предаёшь, а режим! Признавай! Ну!
- Да, это не мать, а сука! Да, это не отец, а враг! Это не Родина, а режим!»
Впрочем, надо признать: представители «прогрессивной интеллигенции» порой весьма охотно и без всякого принуждения со стороны Запада отказываются не только от «необъятного прошлого Отечества и трудного его будущего», но и от своих родителей.
Евгений Фёдоров, в прошлом российский певец, в знак протеста съехал в Финляндию. «И его не смущает, что Финляндия, как член НАТО, может начать войну против страны, где живут его родители и соседи. Бомбить эту страну и убивать!»
Уже упомянутый актёр Смольянинов желает, чтобы от России остался один пепел. Смольянинов не младенец и не может не понимать, что это был бы пепел его мамы, братьев, сестры, его детей…
После этого кто-то ещё думает, что конфликт на Украине – это про Украину?! «Случилась битва подделки с оригиналом».
Оригинал – это герои «Слова о полку Игореве», русичи, что «великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы». «Их эмоциональный настрой, их представления о чести, о мужестве, о прекрасном – не просто напоминают наши, но идентичны нашим», - замечает автор книги.. Это миллионы павших во время Великой Отечественной войны и те, кому посчастливилось остаться в живых. Это и те деятели культуры, что «были со своим народом там, где он был. Пусть даже и к несчастью». Настоящие – те, кто сейчас выполняет жуткую военную работу. И «простой народ», который «едва случилась война, потянул вместе со своей армией страшную лямку войны».
Оригинал – это все те, благодаря которым добро, истина, любовь, верность, долг, честь, достоинство, вера, свобода, справедливость передаются из поколения в поколение. Мы называем эти понятия вечными ценностями. Принято считать, что они важны для всех людей.
Подделка ненавидит все эти вечные ценности. Подделка больна сверхценной идеей: всё должно быть Европа, всё должно быть НАТО. Подделка – это отличная от остальных цивилизация. Цивилизация-борщевик, которой нужно, чтобы не было никаких ромашек-колокольчиков, калинок-малинок. Всё должно быть борщевик!
Рассадник заразы – преступное государство, США – «развратившее всё сущее чудовище». Но ядовитые споры, как осколки зеркала из сказки Андерсена, разлетелись по всему свету.
И теперь «голуби мира» отовсюду смотрят на нас своими оловянными глазами. Вглядитесь: это глаза каннибалов.
Это нельзя не победить. Из века в век это придётся побеждать. И вся надежда на наших сограждан, которые «ночуют на земле, в броне, под бронёй, - на той стороне земли, на иной стороне бытия. Внутри необъятной смерти, в её животе».
И вместе с солдатом этой войны, Захаром Прилепиным, страна говорит им:
- Сынок. Я люблю тебя. Всё будет хорошо.
Ты непобедим. Ты рождён самой щедрой и самой мудрой землёй. Делай своё дело.
Наши святые не оставят нас.




Читатели (111) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика