Тропина Н.П., профессор, доктор филологических наук. Херсон, Украина. 22.02.2008. Литературно-критическая статья о поэзии Павла Иванова-Остославского Краткая биографическая справка Иванов-Остославский Павел Игоревич – поэт, историк-краевед, журналист. Родился 12 января 1978 года в Херсоне, образование высшее-гуманитарное. Является руководителем Херсонских областных филиалов Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины. С 2005 года – лауреат Первого Всеукраинского литературного конкурса «Пушкинское кольцо» в номинации «За аристократизм творчества», с 2006 года – лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева за поэтический сборник Святилище огня. Автор поэтических сборников Святилище огня, Ты и Я, Избранные произведения (последний – в соавторстве с Натальей Кислинской); редактор литературного альманаха «Млечный Путь». Как поэт публиковался в газетах и журналах «Московский Вестник», «Русское Просвещение», «Отражение», «Кафедра» и др. Его поэзия широко представлена в Интернете.
С творчеством Павла Иванова-Остославского – одного из наиболее талантливых украинских поэтов – я знакома уже много лет. На моих глазах произошло рождение и становление его художественного и нравственного «Я». Будучи его преподавателем и наставником и зная Павла Иванова-Остославского с самых первых шагов в литературе, я рассматриваю творчество этого автора в развитии, диахронически. Поэзия Павла Иванова-Остославского явление сложное, противоречивое, оригинальное. Как личность и как художник он формировался под влиянием различных социально-политических и этических воззрений, творческих идей. Его миропонимание изначально сложилось под воздействием дворянской идеологии. Его отец, Иванов Игорь Михайлович, происходит из старинной дворянско-купеческо-интеллигентской фамилии, восходящей предположительно к рубежу 17-18 веков. Будучи человеком патриархальных взглядов, свято чтящий старинные идеалы и устои, Игорь Михайлович воспитал своего сына соответственно, стараясь привить ему чувство глубочайшего уважения и любви к искусству, к истории, к людям. Этим чувством проникнуто все творчество Павла Иванова-Остославского. Его лучшие стихи, такие, как: «Письмо с фронта…», «Курганы», «Лики степей…» и другие свидетельствуют о тонком восприятии мира, о любовном отношении автора к истории и природе родного края. Письмо с фронта
Приветствую тебя письмом, родная! Прости, что не писал, моя душа,- Всё некогда. Моя передовая Теперь лежит у края Сиваша.
В Турецкий вал вцепились мы и терцы.- Он будет белым век, покуда есть Ещё в живом, ещё в горячем сердце У нас святая воинская честь!
Я - белый офицер, я - зол и молод! Что тягость мне военных наших дней! Готов я жизнь отдать, чтоб серп и молот Не правили Россиею моей!
А впрочем, этот пафос тут излишен: Тебе хочу писать я о другом - О нежном цвете белоснежных вишен, Что окружали наш старинный дом.
Хочу домой! Хочу в твои объятья! Хочу дарить стихи тебе, цветы! Мечтаю раз хоть триста повторять я, Что прелесть замечательная ты!
Ах, милая, да если бы ты знала Как я живу, тоскуя и любя! Увы, тебя всегда мне не хватало, И я всегда домысливал тебя.
Я вспоминал тебя, твою улыбку, На шее блеск цепочки золотой, И возникал в моём сознанье зыбком Прекрасный и печальный образ твой.
Любимая, ведь я тебя уж ради Оставил бы все битвы и бои, Чтоб видеть лишь каштановые пряди И очи изумрудные твои.
Я уходил на фронт ещё в пятнадцатом - И вот уже пять лет я на войне. Ты знаешь, наше фронтовое братство Теперь изрядно надоело мне.
Но долг священен! Долг я не нарушу - К тебе с передовой я не вернусь, Пусть даже и дано мне скоро душу Отдать за белокаменную Русь.
Писать кончаю: уж артподготовка По нашим бьёт, окопы теребя. Ручаюсь трёхлинейною винтовкой, Что больше жизни я люблю тебя!!!
Многие стихи Павла Иванова-Остославского имеют ярко выраженное политическое звучание. Воспитанный в целом в монархическом и антикоммунистическом духе, он резко высказывается о советском прошлом своей страны. В стихах чувствуется глубочайшее презрение к большевикам, устроившим жесточайший геноцид по отношению к собственному народу, уничтожившим цвет нации, изменившим народное сознание далеко ни в лучшую сторону. Творчество Павла Иванова-Остославского – это творчество совершенно русского человека, хотя и родился он на Украине. Неслучайно, многие его стихи проникнуты самосознанием великоросса не только по крови, но и по духу. Одной из "русских" тем его творчества является Белое Движение. В стихотворениях, составляющих поэтический цикл «Белый клинок», Павел Иванов-Остославский рисует яркий, глубоко трагический образ белого воина, сражающегося за Отечество и Царя – за святые для себя идеалы, и гибнущего в кровавом водовороте гражданской войны. Белогвардейская тематика занимает достаточно важное место в творчестве данного автора. Многие его стихи посвящены участникам Белого Движения, их психологии и мироощущению, крушению их надежд, чаяний, смысла жизни. Изображение белых добровольцев с таких позиций является литературным новаторством. Практически никто из русских классических поэтов (кроме Марины Цветаевой) не высказывает уважительного, а, тем более, благоговейного отношения к Белому Воинству. Врангелевцы Умирала старая Европа, Постепенно превращаясь в прах На соленых топях Перекопа, Под водой кровавой в Сиваша.
Катастрофа совершалась зримо, Смерть была единой госпожой На просторах выжженного Крыма - На земле и нашей и чужой.
И под вопли разъяренной стали, Под ужасный орудийный вой Воины, сражаясь, умирали За Россию на передовой.
Шли вперед, исполненные веры, Шли на смерть под громкое «Ура», И князья, и просто офицеры, И солдатский люд, и юнкера.
Царствовала смерть по белу свету, Кровью наполнялись Сиваши, И, конечно, там - средь павших где-то - Затерялась часть моей души… Павел Иванов-Остославский прежде всего является певцом аристократической идеи, выразителем интересов, исторических судеб и эстетических пристрастий аристократии. В своем творчестве он не только утверждает право на существование аристократического искусства в современном мире, но и провозглашает его исключительность и неповторимость. Описание дворянского быта вызывает у автора восторженность и восхищение. Ольге Ивановне Остославской Уж в меня нынче демон вселился - Все предметы мне странно чудны, Я теперь понимать разучился Совершенно, где явь, а где сны.
Целый день я слоняюсь по дому: То пройдусь, то, шальной, пробегу, Мне ведь издревле всё здесь знакомо, Хоть узнать ничего не могу.
И когда прохожу по гостиной, Становлюсь вдруг я сам, как ни свой,- Снова вижу я в раме старинной Чудный лик госпожи молодой.
И с портрета взирают их милость: Десять рыцарей - десять вельмож. Как же мило она поместилась На холсте среди сталей и кож!
Стану их имена прославлять я Поэтически хоть до одра - Это предки мои - это братья Меж собою и с ними сестра.
О, прабабушка! В Вас воспитали Грациозную стать лебедей. Вы, как фея из сказочной дали, Как принцесса из рыцарских дней.
Восхищаться я снова и снова Буду Вами не дни, а века - Вот моё Вам приветное слово, Что восславит Вас наверняка.
Павел Иванов-Остославский первоначально формировался как поэт-сатирик. Обладая тонким чувством комического и неординарным мышлением, он изобличает и ядовито высмеивает в своих эпиграммах наиболее уродливые пороки современного мира. Стихотворения «Черный туман окутал город… », «О нас по миру разнеслась молва… », «Он вылез из забитого крестьянства… » звучат как вызов, прямо откровенно брошенный злу и несправедливости. Стилистически поэзия Павла Иванова-Остославского многообразна и разнопланова, убежденчески во многом противоречива. Явное неверие в духовные силы народа и глубокое разочарование в настоящем, в его творчестве необычно переплетаются с глубочайшим состраданием к простому народу. Автор является выразителем народной боли, вызванной тяжестью и кровопролитностью Чеченской войны. Он показывает стойкость и мужество русского солдата, отстаивающего на фронте ценой своей жизни интересы России и ее народа. Тихо ночь опускается в горы, Солнцу месяц выходит во след. Покидает гранитные норы В это время чечен-маджахет.
Притаится в ночи за скалою, Средь знакомых, изведанных гор, И, готовясь к жестокому бою, Передернет упругий затвор.
И начнётся в ущелье потеха. Что ж солдат, выпал жребий тебе: Вдруг зальётся кавказское эхо, Вторя в такт автоматной стрельбе.
Затрещит вскоре дробь пулемёта, Смерть взметнётся в подлунную муть, И из наших конечно кого-то Пуля тронет в славянскую грудь.
После в общем успешного боя (Враг отбит и почти без потерь) В гроб уложат солдата- героя, Чтоб отправить куда-нибудь в Тверь
Похоронку семейству солдата Военком перешлёт, что родной Был убит мол тогда-то, тогда-то, Мол погиб, как боец и герой.
А солдата схоронят, как многих, Уж солдат похоронили окрест - Водрузят средь крестов одиноких На кладбище ещё один крест.
А потом и другие, другие Так же примут в кровавом бою Смерть за родину - смерть за Россию, За Россию святую свою!
Метод художественного осмысления действительности в поэзии Павла Иванова-Остославского не однозначен. Если ранние и зрелые его произведения написаны в традиции символизма, имеющего значительную романтическую составляющую, то позднее его творчество тяготеет к романтизму и даже к реализму. В таких зрелых его стихотворениях, как «Не грусти в минуты трудные… », «Пророчество музы… », «Шумя, о берег бьются волны… », «Дракон» проявляется особое символо-романтическое мироощущение автора. Творчество Павла Иванова-Остославского отличается изысканностью и утонченностью чувств, оригинальностью идей, четкостью выражаемых мыслей. Павел Иванов-Остославский – единственный из известных мне серьезных поэтов, кто осознает в своем творчестве современную нам социально-политическую действительность по средствам археологических и палеоантропологических категорий (хотя в творчестве данного автора в значительной степени присутствуют религиозные мотивы – поэт-символист не может не быть верующим). Современное буржуазное нравственно деградировавшее общество он представляет в виде археологической культуры раннего палеолита. Октябрьский переворот и гражданская война в России понимаются им как ужасный и необъяснимый бунт заново возродившихся питекантропов – архаической расы, стремящейся завоевать людей, породниться с ними и ассимилировать их духовно. Весьма оригинальна интимная лирика Павла Иванова-Остославского. Предмет обожания – женщина – представляется ему в виде моркови, перед которой преклоняется лирический герой, видя в ней идеал изящества и красоты. Гимн любви
Живи в веках, моя любовь, Меж наций и народов: Люблю я сладкую морковь - Царицу огородов.
Царица, о послушай ты: К тебе я страсть питаю, Ты дух вселенской красоты, Явившийся из рая.
О, ты меня не отвергай, Ни в будущем, ни ныне - Твой красноватый горностай Мне вечная святыня.
Я на часах безмерно рад Стоять на огороде, Как гвардии твоей солдат - Дворцовой стражи вроде.
Пусть нежная моя любовь К тебе веками длится! Не отвергай же о, Морковь, Меня - моя царица!
Впрочем, у данного автора есть много и серьезных стихотворений о любви. Павел Иванов-Остославский является автором исключительно упоительных, нежных и утонченных стихов посвященных женщине. Его любовная лирика общепризнанна в литературных кругах Украины. Ты для меня теперь явилась Любимой, Музой и Сестрой- О, сколько душ соединилось В твоем лице, в тебе одной!
Веленью Божьему подвластна, Всегда любить обречена, Ты утонченна и прекрасна, Как византийская княжна.
В тебе заложена троичность, И тут уж как ни посмотри, Хотя одна ты только личность, Но для меня ты целых три.
Когда твой взгляд, умен и тонок, Улыбкой нежной просветлен, Я весь ликую, как ребенок, Я трижды счастлив и влюблен.
Я становлюсь, с тобой повздоря Мрачнее, чем затменье дня, Как будто бы тройное горе Случилось в жизни у меня.
Я, от стыда изнемогая, Себя раскаяньем душу, Затем, что я тобой, родная Теперь уж трижды дорожу!
Стихи о любви, так же, как и все поэтические произведения Павла Иванова-Остославского, написаны классическим литературным слогом. Это обстоятельство доказывает наличие органической преемственности творчества Павла Иванова-Остославского с русской литературой 19 века. Стихи Павла Иванова-Остославского характеризуются безусловной эстетической и мировоззренческой ценностью. Все обнародованные поэтические произведения, написанные им, свидетельствуют о высоком художественном мастерстве автора, об отточенности его стиля и чрезвычайной требовательности к слову. У данного автора трудно найти стихотворение, которое бы не отличалось возвышенной эмоциональностью и исключительной техничностью. В заключении мне хотелось бы отметить, что Павел Иванов-Остославский как оригинальный и самобытный художник, как автор, отличающийся утонченностью и благородством мироощущения, является весьма заметной личностью в литературе современной Украины. Благодаря Интернету, творчество Павла Иванова-Остославского хорошо известно и российским ценителям высокой поэзии.
|