ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Поэты года 2011. Итоговый аналитический обзор

Автор:

Графомана выдаёт -
не наличие количества,
а отсутствие качества.


О лауреатах национальной литературной премии сообщать особо приятно. А что по сути? Для пущей объективности беру у каждого автора по три новых стихотворения, размещённых на стихи.ру, и по одному - из более ранних. Пунктуацию и орфографию авторов оставляю неизменной (копирую текст).

ОЛЬГА АНИКИНА - 1 место.

Поисковики ещё не привыкли к новому имени, да и известных тёзок многовато. А на стихи.ру - более двадцати Аникиных, но по отчеству отыскал нашу героиню. Приглашаю к прочтению её произведений.


однокомнатные люди

Среди пентхаусов и студий,
что строил многомудрый некто,
мы - однокомнатные люди,
герои типовых проектов,
и нам отмеренное « quantum»
рассчитано сверхэкономно,
а по задумке мы – гиганты,
а по рождению – огромны.

И мы себя приуменьшаем
до площади простой хрущёвки,
мы жить друг другу не мешаем,
и не подглядываем в щёлки,
нам лишь нашёптывает гений,
признав нечаянное братство,
науку одиноких бдений –
из времени кроить пространство,

нырять под зыбкими буйками
лаг, перекрытий и каркасов,
и стены раздвигать боками
под звон двенадцатого часа,
под звон бессонный, звон кандальный,
почувствовав его пружину
в своей отдельности фатальной
и в горечи непостижимой.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2012
Свидетельство о публикации №11201270646

Поэзия от прозы отличается тем, что мысль в ней сжата, речь отличается лаконичностью и ясностью. Здесь всё наоборот: стихотворение можно пересказать одной фразой - люди живут в стеснённых жилищных условиях.
Более того, автор умудрился щедро украсить своё произведение прозаизмами ("герои типовых проектов", "до площади простой хрущёвки" и т.п.) и труднопроизносимыми словами ("пентхаусов", "лаг" и т.д.).
Я человек гуманный, но не удержусь и приведу отклик своей жены на подобную лирику: "Стыд и срам!"
Не спасают лауреата и поэтические находки, типа:

"науку одиноких бдений –
из времени кроить пространство,"

Нет, буду последователен. Нет никакой находки. Набрал поисковик, а там - даже на прозе всё плотно заполнено кроем и шитьём (ведь это сугубо женские штучки).

18.Жиль Делёз. Кино (Алекс Боу) / философия / Проза.ру - национальный...
Но это положение вне пространства и времени к тому же сопрягается с Землей и с подлинной
преодолена, то причина здесь в том, что камера уже не «кроит» настоящее — вымышленное или же реальное, — а постоянно связывает персонажа с прошлым и...
www.proza.ru/2011/08/29/285 1,7 МБ
19.Ретро - 3 (Александр Кандинский-Дае) / стихи / Проза.ру - национальный...
Мёртво открыты глазки стальные, Смотрят в пространство мысли дурные, Крутится мельница, ветры пугает, Душу мою в тело кукле вставляет.
Двигатель вечный зверем урчит, Куколку заново время кроит. Я куклой родилась, куклой жила, Куклу для смерти, я...
www.proza.ru/2010/12/23/887
20.13. Встреча в прошлом (Алишер Таксанов) / фантастика / Проза.ру...
И Нодиру Ахмаджанову не с кем будет кроить время в гомосексуальных утехах... шарманда[8]!
Управление временем и пространством – это то, что может изменить мир, поставить все страны и народы на колени!
www.proza.ru/2011/09/20/1429

А вот что по этому поводу думал Николай Гумилёв.
"Бедность воображения обнаружит тот, кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства".
Такие вот пироги.


я знаю, что бывает немота...

Я знаю, что бывает немота,
когда черта – и больше ни черта.
В твоей породе шлак. В составе шлака
обрывки какофоний ветровых,
труха, и шелуха, и горький жмых,
и ты молчишь, как старая собака,

всё понимаешь, смотришь и молчишь.
И, как охотник, бдишь. Но ловишь тишь,
и разделённых звуков мятый хаос
сгущается за предрассветной мглой.
И двор метёт облезлою метлой
горбатый алкоголик, доктор Фауст.

Все прежние слова – напрасный труд.
Гомункулы в закрытых колбах мрут.
Ни грамма золота на тонну серы.
Лишь век спустя, меж тьмой и немотой,
поймаешь слово с шёрсткой золотой,
и снова ночь.
И ночью кошки серы.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2011
Свидетельство о публикации №11109070045

Давно заметил удивительнейшую вещь - никто лучше самого автора не скажет ни о себе, ни о своём творчестве:
"Все прежние слова - напрасный труд".

Хотя в этой зарисовке всё же передано душевное состояние автора, его надежда на "слово с шёрсткой золотой". Оправдается ли?


когда сойдутся...

Когда сойдутся две дороги,
две линии во тьме чернильной,
пространство между ними вздрогнет
и выстрелит тысячемильем.

И вновь – то вверх, то вниз по склону,
в навек потерянную Мекку,
таёжный путь и буреломный,
от человека - к человеку.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2011
Свидетельство о публикации №11112233913

Здесь всё сошлось. Форма и содержание - ёмки и гармоничны.
И появилась вновь надежда, что Россия может усиливаться поэтами из Новосибирска.


День Победы

…медаль «За отвагу», а эта вот – за Сталинград…
Опять он достанет их молча, посмотрит и спрячет.
Он маршей не слышит, давно не спешит на парад.
Он едет на дачу.

Он взял туда плёнку – накрыть немудрёный парник,
и саженцы, вот они – груша, малина и вишня.
Он топит там печку, по- дедовски, так, как привык,
он в городе лишний.

На даче смородина, мягкий, барашковый лист.
Там тихо сегодня: кричи, а никто не ответит.
Там слышно, как пальцами гладит лады гармонист
в глухом сорок третьем…

Сжигают сушняк, пахнет дымом. Так пахла война,
а нынче Москва обрядилась, как лошадь в попоне…
Кругом лишь обман да подачки.
И снова весна.
И гарь на ладони.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2011
Свидетельство о публикации №11105102523

Очень хорошее стихотворение: душевное, жизненное, патриотичное. Тем более надо устранить небрежность. Шесть "он" в первых восьми строчках - явно многовато. Можно с пользой для дела в два раза уменьшить число местоимений. Произведение от этого только выиграет.
И словосочетание "смородина, мягкий" - надо бы заменить на "смородины мягкий", но здесь автору иногда виднее.

Теперь мне понятно - почему жюри не хотело присуждать Ольге первое место при своём первом голосовании. О шедеврах здесь говорить неуместно, но, несомненно, есть уровень мастерства, от которого можно ожидать дальнейшего развития.


МАРИ МАЛИНОВСКА - 2 место

Мне стало страшно за ребёнка, который становится некой игрушкой в руках взрослых. На неё обрушился шквал критики, в основе которой - и справедливое негодование, и чёрная зависть.
Вот что пишет о себе Александр Блок, сочиняющий стихи с пяти лет: "Серьёзное писание НАЧАЛОСЬ, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои ПИСАНИЯ только матери и тётке". А здесь - сразу на взрослый конкурс. Есть же конкурс "Дебют". Жутко должно быть всем за неокрепшую психику девушки.


Страшно быть ребёнком

Страшно быть ребёнком, даже хуже,
Чем в тюрьме – оттуда хоть бегут.
Годы беспросветнее и туже
Самых тяжких, самых крепких пут.

Жутко быть ребёнком, просто дико,
Если бьётся женщина внутри…
Ты не хочешь, ты не слышишь крика –
Ну тогда хотя бы посмотри…

Посмотри, с какой бессильной силой
Рвётся из невыросшей груди!..
Ну прошу, прошу тебя, помилуй,
Страшно быть ребёнком, пощади…

Выпусти безумную, святую!
Что ж ты издеваешься над ней?
Страшно умолять вот так, впустую.
А ребёнком быть ещё страшней.

Почему, скажи мне, почему же
Ты не хочешь, хоть на пять минут?..
Страшно быть ребёнком, даже хуже,
Чем в тюрьме – оттуда хоть бегут.

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200018


А я топлю в себе щенка

А я топлю в себе щенка…
Идёт отчаянная пляска!..
Топлю тоску: восторг и ласка
Погибли прежде – от пинка.

И бьются, бьются, бьются лапки,
И кверху рвётся голова…
Как я сама ещё жива
С душой безумной старой бабки?..

Топлю щенка… Из-под воды
Ещё как будто смотрят глазки…
Но после этой страшной пляски
Останутся твои следы!

Твои следы… да клочья ила…
И всё убила. Я чиста.
И лишь с нечистого листа
Прочтёшь о том, что прежде было.

…А я, дождавшись дня, когда
Во мне утопится старуха,
Прощусь с тобой предельно сухо –
И в третий раз плеснёт вода.

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200059

О какой поэзии здесь может идти речь? Если даже у наших гениев первые удачные стихотворения появились в возрасте не восемнадцати, а двадцати одного года. У большинства известных поэтов и того позже.
Вот почему и в такой маленькой подборке мы спотыкаемся на повторах: "бьётся женщина" (в первом стихотворении), "бьются, бьются, бьются лапки" (во втором стихотворении).
Если бы такое сочинил кто-нибудь из моих близких, я знаю, куда бы я его срочно повёл.
Ещё Пушкин отмечал: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно...»


Шестеро

Шестеро – и я! Сколько это значит…
Больше семерых – целое – одно.
Пусть и без того, вышедшего, но –
Заново наш круг – семерыми начат!

Пушкинский лицей, лилевский «Парнас»,
Мой душистый круг маленького сАда!
Разноцветный фарс! – но лишь то, что свято,
Истинно – в корнях – связывает нас.

Только без того… лётчика мгновений…
Что солгал в святом, взмыл – и был таков! –
Лётчика моих мёртвых лепестков,
Лётчика моих смертных столкновений.

Лампа ни к чему – мы горим в огне! –
Дерзкий «Арзамас», но в кругу «Беседы…»,
Наши – что есть ночь – «пятницы» и «среды»,
Только без того, кто открыл их мне.

Помню, я вошла… мальчиком-поэтом…
Уронила свет… стала не дыша…
…И смотрел, как встарь, в шуме кутежа,
И вставал, как встарь, с ласковым приветом…

Дальние мои – острые – края,
С бранью площадной – и дурманной речью!
Прохожу сейчас – все встают навстречу.
Но опять молчим, шестеро – и я...

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200070

Нехорошего лётчика (?) убрать в трёх строчках, и можно считать школьное сочинение на заданную тему выполненным.


Пророк

Ты всё прощаешь: болтовню,
Дурные шутки, письма к ней…
И тем сильней себя виню,
И согрешаю тем сильней.

И согрешаю – за спиной.
Ты знаешь, но не гонишь прочь:
Несёшь вину передо мной
Мою – чтоб чем-нибудь помочь.

И всё прощаешь… И корюсь
Тем истовей… Искать жену,
Молодчик, не ходи на Русь:
Найдёшь кручину да вину.

Ты знаешь, но не гонишь прочь.
Проси за нас, родной, проси
И Божьей милостью пророчь,
Огнепоклонник на Руси…

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200282

Пророк "болтовню" уже простил. А нам - сам Бог велел.


ДМИТРИЙ АРТИС - 3 место

Даже беглое прочтение его произведений подсказало мне простую истину: он - первый. Вот уж действительно: не место красит. Теперь у него добавится много читателей, в том числе и в моём лице. С удовольствием представляю несколько образцов его поэзии. Это стихи мастера.


Сон мудренее жизни...

***

Ночь (или что-то вроде этого), спи, Марина,
страсть к перемене родин даже меня сморила.

Будто уселись в сани, катим от дома к дому:
то к одному пристанем, то прирастём к другому.

Стылое чувство долга не намотать на палец,
видимо, слишком долго жили, не высыпаясь.

Что же теперь согреет в этой ли, в той отчизне?
Спи, засыпай скорее, сон мудренее жизни.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203203558

Великолепное стихотворение. Цельное и глубокое.


Как я прощал...

**(песенка)

Как я прощал, и как меня
прощали многие,
сидел бы голым на камнях,
поджавши ноги,

ходил бы раком от плетня
до поля минного,
но Бог всё миловал меня,
а их – не миловал.

Как я любил, и как меня
любили многие,
свела бы лучше колея
в овраг улогий,

пообломались бы края
души виниловой,
но Бог всё миловал меня,
а их – не миловал.

Как вышел я, и вслед за мной
не вышли многие,
и смерти не было иной,
другой дороги,

светлее не случалось дня:
как ни увиливал,
Бог не помиловал меня,
но их – помиловал.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203156595

Глубокая философия. А рифмы какие! Читал - как про себя.


Чужие дети...

***

Меня качали на качелях чужие дети – дети ветра,
у неба отвисала челюсть, и ширился язык рассвета.

Сползала ночь по вертикали, текла подобьем жидкой меди,
над ней мелькали и мелькали дождя простуженные дети.

Чужие дети – дети молний неслись от хижины к сараю.
Я имена их не запомнил и, если встречу, не узнаю.

Вокруг меня чужие дети, разрушен дом и сад мой выжжен.
Я в этих снах, кошмарах этих своих детей уже не вижу.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203145413

Запредельно по сути, ярко по образности.
Пропущена запятая после слова "дом" (2 строка снизу).


Только любовь...

***

Только любовь, Марина, и никакого бренди,
молча войди, разденься, свет погаси в передней,

дверь посади на цепи, а полумрак – на царство.
Сердцу необходимо замкнутое пространство.

Здесь: ни стола, ни стула, сорванные обои,
пол есть и на полу есть место для нас обоих.

Но это много больше, но это много шире
неба – в своём размахе,
солнца – в своей вершине.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203048244

Напомнило Бродского, но это лучше, выразительнее.

Захотелось больше узнать об авторе. Откуда у него столько интеллекта и таланта?!

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Что такое поэзия? Эссе
http://www.proza.ru/2011/05/16/1047
2. Владимир Юденко. Страсти вокруг "Поэт года 2011".
http://www.proza.ru/2012/03/26/1120
3. Владимир Юденко. Поэт года 2011. Литературный обзор.
http://www.proza.ru/2012/01/06/963
4. Владимир Юденко. Современная поэзия в альманахе стихи.ру.
http://www.proza.ru/2010/10/07/650
5. Владимир Юденко. Развивается ли поэзия сегодня? Эссе.
http://www.proza.ru/2010/07/13/1263
6. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/04/13/669
7. Владимир Юденко. Эссе о глагольных рифмах и не только...
http://www.proza.ru/2010/06/01/892


30 марта 2012

© Copyright: Владимир Юденко, 2012
Свидетельство о публикации №11203300198



Читатели (804) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика