ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Развитие русского языка и культуры речи

Автор:
***

I. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

... мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее,
знает тонкости слов и разрешение загадок.

Книга Премудрости Соломона


1. Полезность прежде всего
---------------------------------------------------------------

Начиная с древнерусской литературы (10 -17 века), изначально достоинства произведения оценивались ПОЛЕЗНОСТЬЮ.
И только в 17 веке было осознано право писателя на вымысел. При этом произведения были в основном анонимны (!).
Уже в древности литература объединяла народ и способствовала спасению Руси от разорения: "Слово о полку Игореве" (конец 12 века), "Житие Александра Невского" (1263). Она же послужила благотворным источником образования Русского централизованного государства.

А мы - сегодня ищем объединяющую Россию идею!

Литература 16 века в основном публицистична и отличается уже чётко выраженным авторством, что способствует её жанровому разнообразию, личностной и национальной окраске.
В 18 веке Ломоносов пишет "Письмо о правилах российского стихотворства" (1748). Плодотворно работает Державин. И русская литература сокращает своё многолетнее отставание от западной.
19 век ознаменован появлением гениального Пушкина, который воплотил в себе целую Вселенную не только российского, но и мирового опыта. И по сей день, говоря о русском литературном языке, мы подразумеваем чистую, богатую и глубокую речь Пушкина.
Заметна и философская лирика Баратынского. В это же время творят талантливый Лермонтов и неподражаемый Гоголь.
Впервые явился в лице Белинского человек, который осмелился критически и аналитически оценивать литературную деятельность писателей. С этого момента русская литература не только источник влияния на человеческое сознание и общественную мораль, но и объект внимательного и пристального изучения.

2. От полезности - к содержательности
---------------------------------------------------------------

Пушкин задал очень высокую планку, а Белинский стал всех соизмерять по солнцу русской поэзии. Естественно не в пользу пишущих. Но несомненно то, что литература ускорила своё развитие.
Стали известными: Некрасов, Никитин (для краткости повествования акцент в этой статье делаю на поэтах и поэзии).
В середине века взошла звезда Льва Николаевича Толстого. Он создал в прозе свой особый мир, подобный тому, что был у Александра Сергеевича Пушкина в поэзии. Потеря этих двух нравственных ориентиров в конце концов столкнула сегодняшнюю Россию в пучину пьянства, наркомании и преступности.
Да и литература конца 19 века поднимает целый пласт социальных проблем, предчувствуя грядущие катаклизмы века двадцатого. Революционные потрясения в России не могли не повлиять и на литературный процесс в целом. Двадцатый век замешан более на человеческой крови, чем на мысли и логике. В этом пытаются обвинять интеллектуалов, а на самом то деле творят трагедии недоучки типа Гитлера, Сталина. Оба уничтожали лучшие умы в своём окружении, а затем - страдали целые народы.

Пора уже заметить и особо выделить необоснованно расстрелянного советской властью, а потому долго неупоминаемого и неиздаваемого поэта Николая Гумилёва. Хотелось бы отметить не только его вершинные достижения в поэзии, но и его содержательные, тщательные исследования в области теории стиха. Рядом с ним и по жизни, и на поэтическом олимпе - Анна Ахматова (Горенко).
Мал список избранных, но их судьба неразрывно связана с историей России, со становлением и развитием русского языка, очищением и сохранением своеобразия русской речи.

3. Наш период
---------------------------------------------------------------

А что дала поэзии русская советская литература?
"Она унаследовала всё лучшее, передовое, что было создано... всем человечеством" (Литературный энциклопедический словарь - 1987).
Маяковский, Блок, Есенин, Цветаева - оставили заметный след в поэзии, но не достигли уровня Николая Гумилёва или Анны Ахматовой. Недаром Максим Горький привлёк именно Гумилёва к участию в редакции "Всемирной литературы" (1918 - 1921), а не Есенина, Блока или Маяковского. Все их трагические судьбы говорят о том, что они творили не благодаря советской власти, а вопреки ей.
И при этом большевики неоднократно критиковали деятельность своих писателей. Достаточно ознакомиться с резолюцией ЦК РКП(б) за 1925 год. А ларчик открывался просто: даже их не устраивало сильное снижение профессионального уровня.
На смену гениальным классикам (окончивским лицеи) пришли сельские ребята и девчата (окончившие в лучшем случае десятилетки) запоздало попавшие на курсы Литературного института, где не знали чему их учить: то ли грамоте, то ли литературе.
На общем сером фоне заметно выделялись произведения Михаила Шолохова и Михаила Булгакова. В писательской среде не было должного единства. Тем не менее единение народностей СССР выдержало испытание жестоким временем.
Великая Отечественная война обострила чувство патриотизма.
Это нашло отражение в лучших стихах Лебедева-Кумача, Твардовского, Симонова, Суркова.

Послевоенное влияние коммунистической партии на литературу усилилось: был создан Союз писателей РСФСР (1958). Но это не добавило новых значимых имён. Талантливых писателей можно было легко пересчитать. Это Д.Гранин, К.Симонов, Б.Васильев, В.Шукшин, В.Пикуль. Да и из какой среды взяться прозаикам и поэтам? Ситуация патовая. "Писатели всё чаще обращаются к исследованию темы постоянной деградации личности" (Литературный энциклопедический словарь - 1987).
Но и в такой обстановке появились замечательные произведения в жанре фантастики: И.Ефремов, братья Стругацкие.
Проявились и поэты: Е.Исаев, Н.Доризо, А.Тарковский, В.Фёдоров, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина. За достижения в области поэзии общественная организация "Клуб интеллектуалов" 7 апреля 2001 года приняла Беллу Ахмадулину в свой малочисленный коллектив Почётным членом с вручением золотой карточки. Белла Ахатовна была приятно удивлена.
Далее литература продолжила своё развитие в обратном направлении. Деградация населения не позволяла пополнять ряды интеллигенции новыми яркими дарованиями. Всё реже вспыхивали звёзды второй, а затем и третьей величины.

4. Развитие или деградация?
----------------------------------------------------------------

Разработанное мной экспресс-тестирование по определению приоритетов человеческого сознания выявило следующий результат для наших современников в процентах:

1. Пушкин 33
2. Пугачёва 18
3. Толстой 12
4. Лермонтов 10
5. Ломоносов 6
6. Достоевский 5
7. Есенин 4
8. Гоголь 4
9. Чехов 2
10. Все прочие 6

И где живущие с нами, всенародно признанные и любимые поэты и прозаики? Или должно пройти сто лет пока они проявятся и отобразятся в народном сознании? Эффект Пугачёвой предостерегает: не отобразятся и не проявятся. Просто канут в лету. И на некоторый краткий момент в справочники: как лауреаты ленинских, сталинских и прочих государственных премий. А на смену этим справочникам придут другие фолианты уже с другими именами и фамилиями.
Распался СССР. Разрушилась и структура Союза писателей СССР, существовавшая "благодаря" близости к власти, а не "вопреки" ей или независимо. И дело не в том, что Союз писателей СССР в 1991 году не поддержал ГКПЧ или не выступил против, а в том, что он даже не высказал своего отношения к происходящему. А народу было непонятно: почему танки стреляют боевыми боеприпасами в центре Москвы?

И не с целью развития русской литературы, а под флагом борьбы за оставшееся солидное имущество - на руинах быстро выросли три новых организации: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы. Раскол обозначился и во многих городах России, где тоже образовались по 2-3 писательских организации, а то и больше. Здесь я только обобщил и сгладил ещё более резкие высказывания многочисленных авторов на эту тему.
Любить многих поэтов можно только за показной патриотизм, но никак не за стихи.

И всё же я по своей природе неисправимый оптимист. Есть свет в конце туннеля. С удовольствием назову несколько поэтических имён: Геннадий Банников, Наталья Головина, Маргарита Крымская, Анна Савина, Ирбис Руа, Борис Рубежов, Рут (псевдоним "Oniks").
Здесь уместно привести один исторический факт: из трёх российских поэтов лауреатов Нобелевской премии (И.Бунин - 1933, Б.Пастернак - 1958, И.Бродский - 1987) только один остался жить в России. Это Борис Пастернак, которого даже не выпустили за границу для получения премии. Такие были времена и нравы.

5. Сохранение языка - спасение нации
----------------------------------------------------------------

Объединяют и спасают народ, нацию: язык, речь, литература.
Подразумеваются - литературный язык и культурная речь. Затронутые проблемы остро актуальны в настоящее время, поскольку русский язык стал средством межкультурной коммуникации не только в России и странах ближнего зарубежья, но и во многих других государствах мирового сообщества.
Русский мир - более широкое понятие чем Россия, которая является его ядром, сердцевиной. Он включает: и соотечественников за рубежом, и их потомство, и всех тех, для кого русский язык стал доступен и дорог.
Литературный язык - средство передачи информации с помощью грамотной, цензурной речи с использованием многообразия образов, общепринятых норм, правил и культурного исторического опыта. То есть для восприятия литературного произведения человек должен обладать как минимум культурно-образовательной матрицей.
Сохранение духовного наследия - становится краеугольным камнем дальнейшего развития не только отдельной нации, но и всего человечества. И русская литература играет всё более заметную роль в этом процессе, всё большим спросом пользуются наши классики. Активно переводят и современников, что происходит стихийно и только в Интернете. Получается: нет тебя в мировой сети, нет тебя вроде и вообще. А если ты в ней есть, то весь на виду - со всеми достоинствами и недостатками. И это положительный фактор - не спасут: ни групповщина, ни кумовщина, ни близость к власти, ни отстранённость от неё. Процент образованного, строгого и вдумчивого читателя - к счастью достаточен.

Дожили до того, что очень часто можно услышать вопрос:
а нужна ли литература вообще и поэзия в частности?

II. ЗАЧЕМ НУЖНА ПОЭЗИЯ ?

"Привели к Нему глухого КОСНОЯЗЫЧНОГО...
И тотчас отверзся у него слух
и разрешились узы его языка, и стал говорить
ЧИСТО."
От Марка


6. Развитие речи и памяти
---------------------------------------------------------------
Косноязычие прежних политиков давало пищу юмористам, веселило народ, но не уменьшало число непреодолимых проблем этого народа. Отгадка в том, что в медицинской энциклопедии упомянуты около десяти нарушений речевого аппарата и в основе всех - специфические заболевания центральной нервной системы, связанные с формированием и развитием речи, мышления. А больной может завести больного только туда, куда слепой - слепого.
Ничего удивительного в том, что у детей, которым в раннем возрасте читали стихи Пушкина, в норме не только речь и память, но и умственное развитие. Музыкальная ритмика стиха исключает дефекты речи (даже не столь исправляя их, сколь профилактически), а содержательная суть стиха формирует центры привязки памяти (так называемую матрицу), поскольку используется предрасположенность детей к образному воображению.
Яркие, ёмкие поэтические образы служат наилучшими элементами привязки и осмысления поступающей извне зрительной, речевой, а затем и текстовой информации. Такие дети быстро обучаются, хорошо развиваются и достигают целей наиболее оптимальными путями. У них в норме все основные составляющие интеллекта: внимание, память, кругозор и воображение. Речь - чёткая и ясная, с богатым словарным запасом.
Мои исследования показали, что усилия, направленные на эффективное улучшение интеллекта, наиболее целесообразно сосредоточить на школьниках и студентах в возрасте от 14 до 20 лет.

7. Становление личности
---------------------------------------------------------------
Известные поэты - талантливые и неординарные личности. Отличаются ранним духовным взрослением и целеустремлённостью. Приобщение к их творчеству способствует появлению своевременной самооценки, а проявлению стремления тоже быть лидером в своей области. Становление личности происходит быстрее при глубоком знакомстве с поэзией; появляются духовные запросы, что и отличает человека как такового от остального животного мира.
Велика и воспитательная роль сопереживания, которое непроизвольно появляется при ознакомлении с трагическими биографиями русских поэтов (Пушкин, Лермонтов, Гумилёв, Есенин, Ахматова, Цветаева...). Подчёркивание поисковиком трёх фамилий из шести упомянутых - говорит о том, что ещё далеки от культуры даже те, кто напрямую связан с СМИ (Интернетом).
Люди, для которых поэзия близка и понятна, - личности интересные, обогащающие человеческое сообщество как весомым трудовым вкладом, так и неповторимым колоритом общения.
Сравнительно небольшая культурная прослойка любителей и ценителей поэзии объясняется тем, что этот тип организации художественной речи (с повышенной глубиной и ёмкостью) требует подготовленной воспитательной и образовательной матрицы восприятия: начитанности, умения сопереживать и понимать специфику формы и содержания, владения логикой и проницательности мышления.
В свою очередь, отдача от общения с поэзией очень велика. Появляется чувство нового,
основанное на преемственности моральных критериев.
Без поэзии немыслимо полноценное становление личности, её самосовершенствование. Это приобретает особую социальную значимость по двум причинам: охватывается юношеский возраст, а во-вторых происходит своеобразная "прививка" от страшных пороков (алкоголизм, наркомания, преступность и т.п.). Увлечённый и занятый человек имеет правильные жизненные приоритеты, более устойчив морально, здоровее физически.

8. Строительство души
---------------------------------------------------------------
Если человек волен спасти душу или погубить её, то он может и качественно преобразить её сущность. Свобода выбора подразумевает по большому счёту не только учёт постулата "быть или не быть", но и кем быть, как жить. Строительство души, создание духовных (истинных) ценностей - процесс творческий, что и роднит его с поэзией.
Индивидуум подготовленный духовно способен не только адекватно понимать информацию и сопереживать прочитанному (услышанному), но и может испытывать глубокое удовлетворение (радость, восторг) от общения с вершинными, лучшими образцами поэтического слова. Не зря многие заучивают понравившиеся стихотворения наизусть, делятся этими духовными сокровищами с другими. Так находятся родственные души для долгой совместной жизни и плодотворного общения, для воспитания и обучения молодого поколения, идущего нам на смену.
Ни с чем не сравнить ценность творческих открытий (равно относится к поэту и к читателю). Ради этого стоит жить и работать. Творческий труд непрерывен и не имеет национальных границ. Каждый может посадить и вырастить дерево с плодами доброго и вечного. Удачное духовное зодчество будет должным образом отмечено благодарными потомками. Поэзия является вершинным достижением человеческого чувства и интеллекта, их спасительным Ангелом. Чтение шедевров - очищает, облагораживает душу.
Кажущаяся общедоступность ещё более оттеняет и высвечивает гениальность мастеров, их своеобразие и неповторимость, их востребованность, возрастающую по мере появления и развития ростков будущих цивилизаций.

9. Что я подразумеваю под поэзией?
--------------------------------------------------------------
Приведу один из образцов своего творчества. Стихотворение родилось после прочтения статей Николая Гумилёва о русской поэзии.

ПОЭЗИЯ

Властительница дум
и чувств царица !
Для замысла и образа -
раба.
Ты можешь -
в чёткость линий
облачиться...
И взгляд -
сквозь прядь волос
с крутого лба.
И утончённость
рядом с простотою.
И стиль в одежде,
и в походке - жест...
Я - рядом лишь с тобой
чего-то стою.
И ты -
не склонна
к перемене мест !

2005

III. СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ НА КУЛЬТУРУ РЕЧИ

... даже владея одним и тем же языком,
люди не всегда могут правильно понять друг друга,
и причиной часто является именно расхождение культур.

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров
"Язык и культура"

10. Интеллектуальная составляющая
----------------------------------------------------------------

Язык является хранителем культуры. И для восприятия и понимания художественной литературы им надо владеть в совершенстве. С его помощью формируется личность, национальный характер и любовь к родине. Всё наше будущее зависит от того насколько правильно мы общаемся: то ли в быту, то ли на международных переговорах. От этого иногда зависит всего лишь настроение, а изредка и судьба государства.
Без культуры речи немыслимо быть авторитетной личностью, с мнением которой будут считаться. Она определяет степень владения нормами, лежащими в основе образцовой разновидности национального языка.
Язык, обладающий жёсткостью и гибкостью
одновременно, исключит излишнюю сложность восприятия. В идеале - читатель должен не только понимать писателя, но и совершать умственную работу по расширению своего кругозора, получая новое знание. И на этом пути много нерешённых проблем, а некоторые вопросы требуют постоянного внимания, поскольку каждое поколение заново штурмует преграды, уже преодолённые предшественниками.
Интеллектуальная составляющая общества состоит из двух частей: гуманитарной и технической. Они дополняют одна другую, а на первом этапе обучения и воспитания - гуманитарная преобладает. Как создать самый эффективный и плодотворный круг общения? Как избежать засорения своей памяти и речи бесполезными сведениями? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим основные источники информации и их непосредственное влияние на сознание человека. Получится следующая таблица.

*** Таблицу не смог перенести.

Такая таблица доходчиво отображает источники и силу их влияния, высвечивает (подсказывает) способы регулирования и дозирования такого внешнего воздействия.

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ - наиболее существенный источник информации,
который последовательно, организованно или хаотично влияет на формирование и развитие личности. Здесь: семья, садик, школа, улица, университет, рабочий коллектив. Тут - самый широкий КРУГ ОБЩЕНИЯ, который можно регулировать, а со временем и саморегулировать, что ещё важнее. Саморегуляция в конечном итоге и определяет достижения личности в обществе. Живое общение всё более замещается телевидением и Интернетом. Итог - молодёжь плохо знает даже свой родной язык, то есть не владеет должным образом ни одним (!) языком.
Многие люди проходят два этапа в своей жизни: ученичество и взросление. Последние - подразделяются на три группы:
- лидеры (быстро усваивают передовое и сами творят его),
- вторых не спасает даже два института, они не всегда
становятся учителями, потому что мало знать самому, надо ещё
владеть искусством вкладывать свои знания или идеи в головы
других; и губит их главным образом отсутствие культуры речи,
- третьи, а их не менее 10%, - никогда не достигают уровня
учителей, плохо воспринимают знание, не понимают достижений
человечества.

ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ оказывают самое сильное влияние на формирование, развитие и совершенствование культуры речи. Это происходит по многим причинам.
- С их помощью человек впервые знакомится с грамотной,
стилистически правильно построенной речью.
- Ребёнок воспринимает письменное слово не только на
сознательном, но и на подсознательном уровне. У него активно
развивается кругозор и заполняется память. Перезагрузка
памяти - дело неблагодарное и трудоёмкое. Общеизвестно, что
дети, приобщённые к раннему чтению не только любознательнее и
активнее своих сверстников, но и намного грамотнее их. Эта
грамотность - более плод автоматической фиксации информации,
чем заслуга педагогов. Перед отправкой своих деток в школу -
научите их читать и считать.
- Важно и то, что школьник при этом контролируем и не портит
своё зрение (как в Интернете).
- Необходимо своевременно пополнять домашнюю библиотеку сына или
дочери. Речь не об учебниках, а о художественной детской
литературе. И здесь много подводных камней. Приобретайте
классику! В детские писатели ринулись все неудачники, кто не
смог утвердиться в литературе для взрослых. При этом они
прихватили с собой и свой "неповторимый почерк" -
безграмотность, убогость мысли, нарушение логики и смысла,
а также малый словарный запас.

Замечательно высказался в телевизионной беседе с Владимиром Познером лауреат Нобелевской премии по физике (2000) Жорес Алфёров о том, что в науке надо работать НА ОПЕРЕЖЕНИЕ - и только в этом случае можно догнать развитые страны, и такие научные кадры в России есть.
Хочу добавить, что НА ОПЕРЕЖЕНИЕ мы можем сработать и в гуманитарной сфере, заменив единый государственный экзамен (ЕГЭ) экспресс-тестированием (тестом "Интеллект"), который выявляет не объём зубрёжки или заготовленных шпаргалок, а умение мыслить, то есть качество работы человеческого мозга. Человек с развитым интеллектом способен не только успешно обучаться, но и обучать других, а самое главное - создавать новый продукт в науке и технике. Уважаемый Ж.Алфёров - тоже противник ЕГЭ.
Это и есть моё главное инновационное предложение по скорейшему выходу из тупикового положения. И не только в области литературы.

11. Пути выхода из кризиса
----------------------------------------------------------------

Михаил Булгаков оказался прав: кризис в мозгах - служит зародышем и основой любого кризиса.
Отставание в научной и технической сферах обходится России в сотни миллиардов потерянных рублей, а закладывается оно отставанием в гуманитарных областях обучения и образования, которые пока требуют на два порядка меньших затрат при положительных "всходах" через одно-два десятилетия.
Упущения в этих вопросах кончатся тем, что мы продолжим и далее кормить наших конкурентов в лице больших международных корпораций, продающих нам самолёты, пароходы, а то и целиком автомобильные заводы. Пора предпринимать меры по части организации и управления на государственном уровне.
В этой статье затронуты проблемы только гуманитарной интеллектуальной составляющей, в той её части, которая относится к художественной литературе.

Стратегия и тактика развития России наряду с техническими вопросами должна предусматривать:
- развитие творческого начала в подростковом возрасте,
- выявление и поддержку молодых дарований и талантов,
- замену ЕГЭ экспресс-тестированием показателя интеллекта,
- привлечение к разрешению этих проблем интеллектуальных
специалистов самого высокого уровня,
- составление и утверждение ОБЯЗАТЕЛЬНОГО списка учебной,
методической и художественной литературы и обеспечение её
издания и рассылки по библиотекам всех городов России
районного масштаба. С дублированием в Интернете.

Обозначив способы влияния на развитие языка и культуры речи, а также предназначение русской литературы и поэзии в частности, мы можем чётко сформулировать направления, в которых целесообразно продвигаться, совершенствуя свой интеллект и интеллектуальный потенциал нации.
Общая задача развития современной русской литературы состоит из трёх частей:
- создание литературного шедевра (таковым является не каждое
произведение даже у классиков),
- его выявление,
- доведение до массового читателя.

1. По причине негативного влияния (статистически более негативного чем положительного) радио и Интернета, которое накладывается на безграмотность (большинства), вскоре просто будет НЕКОМУ создавать литературные произведения высокого уровня. Сюда можно соотнести и тенденцию общего падения культуры и нравов во всех слоях общества.
Писатель сегодня - и издатель, и распространитель. И всё - за свои деньги. Получается: чем больше у него денег, тем больший он писатель. Приехали.

2. Сделаем допущение, что некто всё же написал превосходное стихотворение. КТО его отыщет, ГДЕ и КАКИМ ОБРАЗОМ, если сам автор не отправит своё творение в солидный журнал. А в журнале -
правят бал представители одного из трёх союзов писателей, а автор не удосужился или вступить, да ещё именно в этот.
Ещё Пушкин указывал, что от односторонности ума спасает только МНОГООБРАЗНОСТЬ писателя. А не многосоюзность или многопартийность - добавлю я. Писатель не должен служить олигархам или ещё более тонкой прослойке общества. Поэзия - это не политика. Руководители приходят и уходят, а гении остаются в душе и сознании народа, если и не как спасители, то хотя бы как стражи морали и духовного здоровья нации. Пророки всегда были и есть в своём отечестве, но их стезя неимоверно трудна. Приведу свой стих.

ПРОРОКИ

Печальней с каждым днём судьба...
Всё реже - в мир идут пророки.
Что для Вселенной наши сроки?!
О вечном - в их душе мольба.

Они найдут:
и кров
и пищу.
Что ещё можно пожелать?
Пророки -
истину не ищут,
несут её - другим отдать.

Возьмут ли?
Вот ведь в чём загвоздка!
Поймут ли
откровенье слёз?
Просыпана
на Землю
горстка
горящих
путеводных
звёзд.

2000

И две самые яркие путеводные звезды в русской литературе есть:
Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

Коррупция и протекция сегодня тоже не ограничивается кабинетами министеств, главков, и управлений. Она равно "осчастливила" всех своим присутствием: и науку, и культуру, и литературу. И не каждый богатый и влиятельный человек устоит перед соблазном получить медаль, а то и орден за "вклад в развитие литературы". Уже не говорю о множесве академий, пекущих академиков, как пирожки. Когда я впервые прочёл словосочетание "Академия поэзии", то не поверил своим глазам, а сейчас привык и даже приятно было в альманахе под таким же громким названием отыскать несколько своих стихотворений.

3. Сделаем второе допущение: выявили и опубликовали. И что?
При тиражах по три тысячи экземпляров - по одной книжке на десять городов необъятной России, а скорее всего хорошая книжка не прорвёт "блокаду" садового кольца. И читатель останется опять в убеждённости: талантов на Руси нет. Посмотрел тираж альманаха "Академия поэзии 2008", в котором оказалось много уважаемых и всем известных авторов, - всего 2000 зкз.
Или культуру речи надо воспитывать только в Москве и Санкт-Петербурге?

Выход из тупиковой ситуации предлагаю конкретный.
Надо рационально и настойчиво провести работу по замене ЕГЭ на независимое экспресс-тестирование, которое достаточно отработано в некоторых школах, институтах и академиях. Необходимо выявление и продвижение талантов поручить независимой, компетентной организации, например, "Клубу интеллектуалов". Это позволит обрести свободу не только слова, но и печати тем, кто достоин. Свободу от союзности, кумовщины и протекционизма.
Общественная организация "Клуб интеллектуалов" имеет положительный опыт работы в этой сфере. За что стала серебряным лауреатом Международного конкурса "Золотое перо Руси - 2007" в номинации ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
А бездарность, работая локтями, всегда найдёт и деньги, и способ опубликоваться. Но сколько можно засорять мозги читателей низкопробной продукцией, а потом требовать от них грамотности и культуры? Или кто-то целенаправленно хочет держать народ в кандалах невежества? Но спираль развития цивилизации неумолимо уменьшает диаметр витков, оставляя всё меньше времени на выполнение принятых решений.
Культура речи и мышления - спасительный круг любой нации и особенно той, которой есть что терять.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Интеллект. Рига, "Клуб интеллектуалов",
2004.
2. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Рига, "Настоящее время"
№ 6, 2006. http://www.proza.ru/2006/05/04-289
3. Владимир Юденко. Пути повышения интеллектуального потенциала
нации, "Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/10/05/1503
4. Альманах "Академия поэзии 2008". Москва. Общероссийская
общественная организация писателей "Литературный фонд
России", 2008.
5. Владимир Юденко. Нобелевские лауреаты - поэты. Эссе,
"Стихи.ру", 2008. http://www.proza.ru/2009/02/01/387
6. Тер-Минасова С.Г. Язык и международная коммуникация. - 2-е
издание, Москва, издательство МГУ, 2004.
7. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов представляет. Белла
Ахмадулина, "Проза.ру", 2009.
8. Владимир Юденко. Атака на русский язык, "Проза.ру", 2009.
9. Владимир Юденко. Отношение к русскому языку. Итоги
эксперимента, "Проза.ру", 2009.
10.Владимир Юденко. Как оценить стихотворение? "Проза.ру", 2009.
11.Владимир Юденко. Тест по русскому языку. Выход из тупика.
"Проза.ру", 2010.
12.Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
"Проза.ру", 2009.
http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
13. Владимир Юденко. Что делать для выхода из кризиса.
http://www.proza.ru/2009/11/29/806
14. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
http://www.proza.ru/2010/10/23/1152

2009




Читатели (686) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика