В этом эссе речь о возрасте поэтов, начиная с которого у них начинали появляться на свет зрелые произведения, оставившие заметный след в русской литературе.
Михаил ЛЕРМОНТОВ - 16 лет.
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! — твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет всё ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.
Столь раннее интеллектуальное и духовное взросление гения-пророка является до сего дня необъяснимым явлением в отечественной литературе.
Александр БЛОК - 23 года.
МАГИЧЕСКОЕ (22 глава)
- Всё ли спокойно в народе? - Нет. Император убит. Кто-то о новой свободе На площадях говорит.
- Все ли готовы подняться? - Нет. Каменеют и ждут. Кто-то велел дожидаться: Бродят и песни поют.
- Кто же поставлен у власти? - Власти не хочет народ. Дремлют гражданские страсти: Слышно, что кто-то идет.
- Кто ж он, народный смиритель? - Темен, и зол, и свиреп: Инок у входа в обитель Видел его - и ослеп.
Он к неизведанным безднам Гонит людей, как стада... Посохом гонит железным... - Боже! Бежим от Суда!
3 марта 1903
Это стихотворение из второй книги поэта "Нечаянная радость". Не зря бытует мнение, что первый прижизненный сборник - это проба пера у любого литератора. Не трудно заметить некую перекличку с произведением Лермонтова.
Александр ПУШКИН - 26 лет.
К***
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Наличие у любого поэта такой лирики - говорит о том, что он состоялся и способен глаголом жечь сердца людей. Зрелость и опыт - приходят далеко не сразу даже к талантливым писателям. А ведь стихотворения Пушкина публиковались с четырнадцати лет! При первых опытах с восьмилетнего возраста. Шестнадцатилетнего лицеиста Пушкина похвалил Державин за чтение произведения "Воспоминания в Царском Селе". Здесь он как бы приближается к Лермонтову, но ещё не достигает его социальной значимости. Всё это у Пушкина впереди. Да и первопроходцу - всегда тяжелее.
Сергей ЕСЕНИН - 27 лет.
***
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Приведу строки самого Есенина из его автобиографии, которые довольно адекватно и наглядно отображают суть затронутой в этой статье проблематики. "Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в "Радунице". Восемнадцати лет я был удивлён, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург". Представляет интерес и ещё одно признание поэта. "В 1919 году (Есенину уже 24 года) я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом". В итоге тридцатилетний поэт напишет: "В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину".
Вывод напрашивается сам собой: не стоит тратить время на чтение "шедевров" авторов, которые моложе 23-х лет. Хотя (как манера общения) это вполне допустимо. А вот для обучения, воспитания и развития - лучше читать классику. Точнее - её лучшие образцы, формирующие и очищающие душу человека, мыслящего и стремящегося к идеалу.
Увы, поэзия не молодеет, а случается, что не только развивается, но и деградирует. И негативные тенденции закладываются в самой системе воспитания и образования, где гуманитарной составляющей уделяется всё меньше и меньше внимания.
|